Например опишите вьющийся куст этих красных цветов


Те, кто выбирает вьющиеся растения для сада, в скором времени оценивают их достоинства. Кроме того, что они растут с большой (иногда, молниеносной) скоростью, лианы украшены декоративными листьями или цветами. Главным плюсом, которым обладают вьющиеся растения, является то, что они не занимают много земли. Ведь их царством оказывается не горизонтальная, а вертикальная поверхность.

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов

Какие вьющиеся растения для дачи выбрать?
Начать можно с однолетних. Их полагается сеять весной, а осенью полностью удалять из сада. Эти лианы понравятся тем, кто любит ежегодно обновлять вертикальные клумбы.
1. Ипомея пурпурная

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Представляет собой однолетнюю лиану, которая тянется на расстояние до 8 метров, поэтому рядом с ней можно поставить арки для вьющихся растений. Ее листья напоминают сердечки, а цветки — это граммофончики. Размер соцветий колеблется от 5 до 8 см. Оттенок тоже изменяется от сорта к сорту: он может быть белым или розовым, красным или фиолетовым, однотонным или с контрастными пятнышками и каймой.


Эти садовые лианы неприхотливы в уходе. Их даже не нужно заново сажать каждый год. Из их коробочек на землю осенью падают семена, которые успешно зимуют и на будущий год прорастают.

2. Квамоклит

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Еще один вид ипомеи, лианы для сада которых украшены перисторассеченными листьями со множеством мелких цветочков. Они напоминают аккуратные звездочки белого или красного оттенка.

Квамоклит — это такие вьющиеся цветы для сада, которые непременно обовьют все препятствия. Поэтому его используют для создания красивых садовых скульптур.

3. Луноцвет (ипомея луноцветущая)

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Молочно-белые граммофоны этого растения для беседки раскрыты только в пасмурную погоду. На них также можно полюбоваться ранним утром или после заката. В диаметре цветы растут до 10 см.

4. Момордика

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Она относится к списку «Вьющиеся растения для забора, быстрорастущие». Ее использовуют для декорирования стен, поскольку она растет очень высоко. Относится момордика к тыквенным, поэтому ее главным украшение являются плоды: продолговатые и оранжевые с бугристой кожицей.

5. Тунбергия крылатая


Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Ее вьющиеся однолетние лианы создают сплошной ковер зелени, который украшен желто-оранжевыми цветами. Причем каждый новый бутон появляется из пазухи очередного листа. Поэтому кажется, что все растение просто усыпано ими.

6. Родохитон темно-красный

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Считается одним из самых красиво цветущих вьющихся растений. Его цветы — это мини-зонтики фиолетово-красного оттенка. Они остаются на побегах до конца октября. Высеять родохитон на рассаду необходимо в феврале.

Когда хочется стабильности в украшении сада на помощь приходят многолетние вьюны, которые остаются зимовать на своем месте, а на будущий год только продолжают расти дальше. У таких растений разные потребности, которые нужно знать.

7. Клематисы

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Эти многолетние вьющиеся растения для сада украшают дачу лианами с огромными цветами. Они требовательны к уходу, поскольку не терпят чрезмерного увлажнения почвы и прямых солнечных лучей. Наличие постоянной опоры и безветрие — обязательное условие при их посадке.


Оставлять клематисы совсем без обрезки нельзя. Так как их плети со временем могут переместиться на крышу или павильон, а иногда даже на соседний участок. В отношении обрезки эти вьющиеся садовые растения могут сильно различаться в зависимости от сорта.

К примеру, клематисы альпийский и горный закладывают цветочные почки во второй половине лета. Поэтому обрезать их нужно осторожно, проводя небольшую коррекцию в июне. Тотальное удаление побегов нужно только для полного омоложения растения.

Клематис фиолетовый зацветает один раз в году: на побегах этого года. Это позволяет каждый год обрезать лианы, оставив над землей только двадцати сантиметровые пеньки. Некоторые сорта клематисов цветут два раза в год. Поэтому побеги этих вьющихся растений рекомендуется укорачивать осенью на половину.

8. Кампсис крупноцветковый — прекрасные вьющиеся растения для беседки

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Его мощная лиана растет каждый год и становится все толще. Постепенно она покрывается корой. Беседка или забор будут надежно укрыты шатром из ярко-зеленых листьев. На них гроздьями висят колокольчатые цветы, окрашенные в оранжевый оттенок.

Эти многолетние вьюны не прихотливы в уходе. Им нужна только формирующая обрезка. В центральных регионах России молодые побеги могут смерзнуть от сильных морозов. Поэтому им нужно обеспечить укрытие на зиму.

9. Лимонник китайский


Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
В большинстве регионов России не вырастет выше 4 метров, хотя на родине может расти на 15 метров. Его овальные листья опадают к осени. Белые цветки диаметром до 1,5 см источают приятный аромат. К концу сезона цветения они окрашиваются в розовый оттенок. Это вьющееся растение для сада осенью сохраняет свою декоративность, поскольку на ветках остаются ярко-красные кистевидные многоягоды.

Так как лимоннику требуется опора, вокруг которой он будет обвиваться, то о ней следует позаботиться заранее. Уход за ней состоит в контроле за ростом веток. Так же лимонник китайский лучше развивается, если провести мульчирование почвы вокруг его корней.

10. Девичий виноград

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Это известные многим садоводам многолетние вьющиеся растения для беседки остаются зелеными все лето. Конец августа — время преображения: листва приобретает багряно-розовые оттенки или пурпурный. Стоит отметить, что плоды несъедобны.

В вопросе ухода главным является то, что необходима очень прочная опора для вьющихся растений — девичий виноград. Поэтому его желательно высаживать вдоль основательных построек.

Летом он дает чрезмерное количество боковых побегов. В июне рекомендуется обрезать все лианы. Для этого от последней кисти полагается отступить 2-3 листа и обрезать. Если на плети нет кистей совсем, то у нее нужно удалить кусок, длиной в половину метра.

11. Плющ


Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Относится к тенелюбивым растениям. Годятся эти вьющиеся растения для забора или северной стены здания. Его побеги покрыты большим количеством маленьких листьев. Поэтому вся поверхность, окутанная плющом, кажется зеленой. Можно высадить многолетние растения у беседки, тогда они облепят ее всю. Поскольку растение прикрепляет свои лианы ко всему, что встречается на пути с помощью присосок.

Плющ неприхотлив в уходе. Он легко переносит обрезку, без которой не обойтись. Так как растение может проникнуть под крышу и повредить кровлю. В центральных регионах России он может померзнуть от низкой температуры. Но быстро восстанавливается.

12. Жимолость вьющаяся

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Эти многолетние вьющиеся цветы для сада используются для оформления забора. Можно использовать, декоративные сорта, например, Каприфоль или Брауна, и съедобные. Жимолость каприфоль — это вьющийся густо ветвящийся кустарник.

Листья имеют форму эллипса, а пучки небольших цветов расположены в пазухах листьев. Кроме декоративной функции, в вечерние часы эти вьющиеся цветы для сада порадуют вас нежным ароматом.


Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Уход за вьющимся растением состоит в формировании побегов нужной длины и густоты. То есть когда основная лиана достигла максимума, который ей отведен, верхушку нужно подрезать.

Так она будет ограничена в росте и начнут развиваться боковые побеги, которые добавят густоты кустарнику. Молодая жимолость (в первые три года роста) может смерзнуть в сильные морозы. В связи с этим ее рекомендуется укрывать на зиму.

13. Кирказон крупнолистный

Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Так же называется Кирказон трубочный (Aristolochia macrophylla). Его вьющиеся лианы привлекают внимание декоративными листьями. Они очень крупные сердцевидные. Все листья расположены по принципу черепицы, поэтому создают красивые орнаменты.

Под этой густой листвой трудно разглядеть цветы. Тем более, что они могут просуществовать только неделю, хотя чаще остаются на месяц. После цветения на лианах остаются коробочки плодов.

Уход за этим вьюном состоит в обильном поливе, поскольку мощные листья требуют большого количества воды. Молодые растения в условиях России рекомендуется снимать с опоры и укрывать на зиму. Стричь побеги можно в любое время, он легко переносит обрезку.

14. Хмель обыкновенный


Например опишите вьющийся куст этих красных цветов
Эти вьющиеся растения для сада отлично растут в полутени. Поэтому высаживают эти растения вдоль забора. К осени на лианах появляются бледно-зеленые соплодия, которые украшают композицию. Потому что декоративно выделяются на более темном фоне листвы.

Уход за хмелем состоит в осенней обрезке. Поскольку зимой вся надземная часть растения отмирает. А весной контролировать рост новых побегов. Если хочется пышной зелени, то оставить их побольше.

источник

Источник: www.xn--80afdb0cbapl.xn--p1ai

Видов цветов много, для сада выбрать многолетние цветы по фото и названию можно из этой подборки, изучив требования для посадки и ухода за ними. Эти цветы называют многолетними, так как они могут расти и пышно цвести на одном месте несколько лет. В пересадке многолетние цветы нуждаются только для обновления почвы, которая за годы истощается растением, а также для разделения и обновления куста, загущенные растения плохо цветут.


Все многолетние цветы имеют хорошие зимостойкие качества, поэтому их можно садить в районах с умеренным климатом, где зимой морозы бывают ниже 30 градусов. На зиму наземная часть у многолетников пропадает, до весны сохраняется только корни, клубни или луковицы, они весной дают новые ростки.

Многолетние цветы благодаря мощной корневой системе, в которой могут запасать питательные вещества, быстро разрастаются, заглушая все сорняки. Размножить эти растения легче и быстрее делением корневища или укоренением побегов. Из семян многолетнее растение будет дольше развиваться, чем однолетний цветок, который зацветает обычно через пару месяцев. Многолетнее растение зацветает обычно на второй или третий год.

Многолетние цветы значительно облегчают жизнь дачникам, так как им нужен минимальный уход, остается больше времени для выращивания овощей, при этом многолетники пышно цветут. Представленные в алфавитном порядке названия многолетних цветов с фото и описанием этих растений, давно прошли проверку у цветоводов и завоевали популярность своей красотой и неприхотливостью.

Аквилегия имеет изящные цветки и ажурные листья, на которых задерживаются капельки воды, за что это растение называют «водосбор». Аквилегия образует пышный кустик, стебли достигают высоты 60-100 см с перистыми сизо-зелеными листьями. Цветы крупные со шпорцами бывают двуцветные. Зацветает аквилегия в конце весны – начале лета. Аквилегия хорошо растет в тени и полутени, где влажная плодородная земля.


Астильба ярко цветет, пышные метельчатые соцветия могут быть разных оттенков от белого до пурпурного цвета. Ажурная блестящая темно-зеленая листва астильбы декоративна с весны до осени. Выбирайте цветы по высоте, окраске, форме соцветий и сроку цветения. Этот многолетник предпочитает места без попадания жарких лучей солнца с плодородной рыхло почвой нейтральной реакции, любит регулярный полив. Для ежегодного пышного цветения подкармливайте растение несколько раз – весной, перед цветением и во время. Без пересадки астильба может расти 10 лет, только на зиму корни следует мульчировать, чтобы не подмерзли точки возобновления.


Видов многолетних астр много, высокие растения используют для задних планов цветников, низкие в бордюрах, рабатках и альпийских горках. Все астры имеют стебли оканчивающиеся соцветиями – корзинками. Внутри корзинки многочисленные трубчатые цветки желтого цвета, а по краю располагаются длинные язычковые цветки, они бывают различной окраски. Астра альпийская похожа на сиреневую ромашку и цветет в начале лета. Астра кустообразная имеет разветвленный стебель, на котором образуются многочисленные небольшие цветки, они распускаются осенью. Все астры любят солнце и плохо переносят дождливую погоду. Поливать астры нужно регулярно, но умеренно, эти растения требовательны к почве, подкармливать их нужно один раз в год – весной.

Барвинок – ползучий цветок, его стебли могут вырастать длиной до 90 см, они стелются по поверхности земли, укореняясь по всей длине. Блестящие зеленые листья барвинка образуют красивый ковер с одиночными голубыми цветками. Цветение продолжается с мая по июль. Это отличное почвопокровное растение, заглушит любые сорняки и украсит любые уголки сада. Уход за барвинком минимальный, срезайте старые стебли, чтобы обновить зеленый ковер.

Брунера – корневищный многолетник, который зацветает рано весной, выбрасывая вначале соцветия с мелкими ярко голубыми цветками. Цветет брунера с апреля по июнь. К лету у растения отрастают декоративные сердцевидные листья. К зиме наземная часть растения отмирает. Брунера неприхотлива, устойчива к неблагоприятным условиям и будет расти на любой земле, в полутени или на солнце. Поливать брунеру нужно только при длительной засухе, а удобрения вносят только весной.

Цветы гелиопсиса называют «золотыми шарами» или «маленькими солнышками», они похожи на миниатюрные подсолнухи. Весной из корневища вырастают высокие стебли, они разветвляются к верху, на каждой веточке образуется соцветие – корзинка. Гелиопсис хорошо цветет на солнечном месте. Высокие стебли связывают охапкой и закрепляют к опоре, чтобы их ветром или дождем не повалило на землю. Поливают многолетник умеренно, подкармливают весной комплексным минеральным удобрением. Этот высокий цветок будет смотреться за низкорослыми растениями или рядом с кустарниками.

Гипсофила метельчатая много лет растет на одном месте. В степях Азии это растение с сильно разветвленным стеблем, образующим куст в форме шара, может оторвать ветром от основания и переносить ветром на далекие расстояния, за что это растение называют «перекати поле». Гипсофила цветет мелкими белыми цветочками с июня по август. Веточки гипсофилы используют для оформления букетов. Для посадки гипсофилы выбирайте солнечное место с легкой дренированной почвой. Поливать, рыхлить и полоть землю вокруг растения нужно по мере необходимости.

Дельфиниум – садовый цветок изумителен по красоте с редкой небесной окраской цветов. У растения высокие до 2 метров прямые стебли. Верхняя часть стебля представляет собой цилиндрическое соцветие, на котором раскрываются полумахровые цветки. Цветы дельфиниума оригинальной формы, со шпорцем, бывают белые, голубые, синие, фиолетовые, розовые. Дельфиниум может расти в саду при любом освещении, любит плодородную удобренную землю и умеренный полив.

Ирис популярный многолетник. Цветы бородатого ириса крупные, изящной формы, бывают разной окраски, однотонные, с переливающимися оттенками и разноцветные. После цветения ирисов место продолжают украшать мечевидные листья, собранные в веера. Корневище ирисов похоже на клубни, которые расползаются по поверхности почвы, несмотря на это морозы им не страшны. Главный враг ирисов – грибные и гнилостные заболевания, для их профилактики растения опрыскивают раствором с медным купоросом. Ирисы хорошо будут цвести только на солнечном месте, с рыхлой плодородной землей. Ирисы подкармливают суперфосфатом и древесной золой, они не выносят внесение свежего навоза.

Клематис – красивоцветущий лазящий многолетник, который незаменим для вертикального озеленения, украшения пергол, арок и стен. Побеги клематиса могут подниматься до трех метровой высоты, цепляясь за опору усиками и черешками листьев. Цветы у клематиса очень красивы. У крупноцветковых видов цвет достигают 15-20 см в диаметре, а у мелкоцветковых они не больше 5 см, но очень многочисленны. Крупноцветковые клематисы менее зимостойки и более требовательны, чем простые виды. Эти клематисы могут переносить морозные зимы, только под укрытием. Посадку клематисов нужно делать на месте где солнечно и тепло, но на солнечном месте, поверхность земли должна быть защищена от перегрева низкорослыми цветами. Для клематиса благоприятна почва нейтральной реакции, полив умеренный, подкормки преимущественно фосфорно-калийными удобрениями, не чаще 1 раза в месяц.

Купальница или жарки пришли к нам из леса. Весной желто-оранжевые цветы купальницы в давние времена собирали для венков и букетов. Это многолетнее растение образует компактный кустик, высотой около полуметра, среди ажурной зелени распускаются солнечные цветы в конце весны – начале лета. В саду купальницу высаживают по бордюрам, рядом с водоемами или под высокими деревьями. Растение любит влажную плодородную почву. Купальница будет долго расти на одном месте и не любит пересадок.

Лиатрис – стройный цветок, прямые колосовидные соцветия высотой до 60 см будут красиво смотреться в смешанных посадках. У лиатриса клубневидное корневище сохраняется в земле зимой. Цветение лиатриса приходится на середину лета. Посадку клубней делают на солнечном месте, этот цветок любит подкормки органическими удобрениями.

Лилейник получил свое название за сходство цветов с лилиями. Это растение образует пышный фонтан прикорневых длинных узких листьев и высокие тонкие цветоносы с бутонами на вершине. Лилейник простой в выращивании цветок, не требователен к месту посадки. Лилейники обильнее цветут на солнечном месте, любят влагу и быстро развиваются в плодородной рыхлой земле. Из-за большого количества бутонов лилейник долго цветет, каждый день в соцветии раскрывается новый цветок.

Лилии являются любимыми цветами многих садоводов. Луковица лилии хорошо зимует в земле, к лету она дает высокий прямой стебель, покрытый короткими лилейными листьями с соцветием на вершине. Правильные цветы лилии имеют 6 красивых лепестков, 6 длинных тычинок с пыльниками и выступающий пестик в центре. Существует множество сортов и видов лилий, имеющих свою классификацию. Наиболее зимостойкими являются азиатские, кудрявые и трубчатые лилии. Луковицы лилий высаживайте на песчаную подушку, на глубину 15-20 см, они будут загнивать в месте, где долго стоит вода весной после таяния снега или после дождя. Лилии могут расти без пересадки 6 лет, затем размножившееся гнездо луковиц выкапывают и рассаживают. Посадку лилий делают осенью или весной.

Декоративный лук привлекает внимание красивыми шаровидными соцветиями, которые украсят сад камней, альпийскую горку или миксбордер. Шаровидные соцветия лука можно срезать для букета или засушить, как сухоцвет. Чтобы луковицы в земле не загнивали место для их посадки должно быть возвышенным с дренированной почвой.

Люпин красив своими лопастными листьями и яркими свече видными соцветиями. Одно растение может образовать пышный зеленый куст со множеством длинных соцветий. Цветет люпин в начале лета, если обрывать увядшие цветки, чтобы не образовывались семена, цветение будет повторяться. Люпин будет пышно цвести 3-4 года, затем растение лучше заменить на новое, выращенное из семян.

Мак восточный – многолетник с крупными цветами до 15 см в ширину, у них нежные лепестки и темные пышные тычинки в центре. Маки расцветают на длинных цветоносах, выходящих из розетки прикорневых листьев. Обильно мак цветет летом, после цветения образуются коробочки с мелкими семенами. Мак светолюбив, на солнце будет расти на любой почве. Удобрять мак можно только минеральным удобрением, поливать умеренно, так как растение не выносит сырости.

Нивяник мы знаем как ромашку, этот цветок имеет крупные цветы – корзинки с желтым центром и белыми лепестками по краю. Цветет нивяник обильно первую половину лета. Группа ромашек будет гармонично сочетаться с яркими маками или небесного цвета васильками. Нивяник будет хорошо цвести на солнце, растет на плодородной рыхлой почве и не любит сырость.

Пионы – цветы, которые закладываются как основа в саду, они растут без пересадки десятилетиями. Пион обладает мощным ростом, стебли быстро отрастают весной, образуя плотный куст с пышной листвой и множеством бутонов на вершинах. Цветы бутонов большие яркие, в основном белого, розового или красного цвета, бывают разной формы. Для быстрого роста весной пионам необходимо накопить питательные вещества в корневище, подкармливайте кусты пионов после таяния снега азотным удобрением, когда образуются бутоны и после цветения – фосфорно-калийным. Пионы нельзя садить в низком месте, где скапливается вода и плохо просыхает почва, для растения нужен хороший дренаж. Цветут пионы в начале лета, осенью побеги обрезают у основания.

Розу – королеву цветов нельзя не любить, это растение в целом роскошно и эффектно цветет в течение всего лета. Благородные цветы розы бывают разной окраски, формы и размеры, все сорта и разновидности роз представлены в обширной классификации. Уход за розами имеет свои особенности, корни у растения хорошо сохраняются в земле, но сохранить нужно еще основание куста, чтобы почки весной дали новые побеги. Розы любят солнце, хорошо растут на плодородной воздухопроницаемой земле, розы не любят тяжелую заболоченную почву, так как ее корням нужно влага и воздух. На зиму основание куста окучивают, засыпают опилками, накрывают водонепроницаемым материалом, а зимой закидывают снегом. Рано весной укрытия с роз снимают и проветривают, пока из-за сырости кусты не заплесневели.

Рудбекия яркая ромашка золотистого цвета с выпуклым центром — пуговкой. Рудбекия будет смотреться ярким пятном в цветнике или группой вдоль ограды, чтобы скрыть неприглядные места. Рудбекия хорошо цветет на солнце и в полутени, на плодородной почве. При излишнем переувлажнении растение заболевает, но любит полив, жароустойчиво. Вносить удобрение для обильного цветения нужно весной.

Флоксы – огненные факелы, так называют эти цветы за их яркость. Флоксы любят на пышное долгое цветение, разнообразие сортовых окрасок, неприхотливость. Летом цветет флокс метельчатый, который образует пышные кустики высотой 30-100 см из прямостоячих побегов, а весной сады украшает флокс шиловидный, он расползается по альпийским горкам и клумбам как почвопокровное растение и окрашивает их поверхность в сочный сиреневый цвет.

Хоста — цветок для тени. У хосты красивые прикорневые листья образующие пышный куст. Листья хосты плохо переносят жаркие солнечные лучи, поэтому растение выращивают в тени или полутени. Цветет хоста высоким колосовидным соцветием с крупными колокольчиками нежно сиреневого цвета.

Хризантема корейская – зимующие многолетние цветы в наших садах, с таким же обильным и красивым цветением как хризантемы, выращиваемые в оранжереях для срезки, хотя эти цветы меньше в размере. Корневище хризантемы хорошо сохраняется в плодородной рыхлой земле, не затапливаемой весной талыми водами. Цвести хризантема будет пышно на солнце и в полутени. Хризантемы красиво смотрятся в одиночку и в группе с другими цветами. Зацветает хризантема садовая во второй половине лета или в начале осени.

Энотера – устойчивый многолетний цветок, практически не требующий ухода и цветущее все лето. Желтые шелковистые цветы обильно распускаются на невысоких веточках. Растение будет расти в любом месте, где солнце или полутень. Растение любит плодородную рыхлую землю. Осенью побеги обрезают под корень.

Эхинацея образует компактный пышный куст из высоких стеблей и листьев, на верхушках побегов раскрываются одиночные соцветия с объёмными шишками в центре. Эхинацея долго цветёт, но шишки после цветения рекомендуется удалить, чтобы не было самосева. Уход за эхиноцееё простой, растение засухоустойчиво, мало поражается вредителями и болезнями, на зиму не требует укрытия.

https://klumba-plus.ru/491-mnogoletnie-cvety-foto-i-nazvaniya.html

Источник: zen.yandex.ru

Тест по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.
4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

 

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

3. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении:

Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.

1) сравнительный оборот
2) эпитеты
3) метафора
4) аллитерация

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «… и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что  возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов,  мягких, как хорошая повязка.
4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1)  Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
2)  Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.
3)  На следующий день Белогрудка прокралась  на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
4)  Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё…

7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)  Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
2)  Но результат не заставил себя ждать.
3)  Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
4)  На улице тишь, только шаркает метлой дворник.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
–  Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

10. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».

1)  олицетворение
2)  эпитет
3)  синонимы
4)  cравнительный оборот

11. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз».

1) метафора
2) олицетворение
3) сравнительный оборот
4) эпитет

12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я проходил, но осталась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь».

1) гипербола
2) метафора
3) олицетворение
4) сравнительный оборот

13. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Созерцать, исцеляя душу».

1) олицетворение
2) метафора
3) гипербола
4) эпитет

14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Оставили рваную язву в земле».

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитеты
4) гипербола

15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в  выражении: «дрожали от холода березы»?

1) олицетворение
2) гипербола
3) сравнение
4) эпитет

16. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «растительный мир пробуждается»?

1) олицетворение
2) аллегория
3) гипербола
4) эпитет

17. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «потрясающая юношеская впечатлительность»?

1) олицетворение
2) аллегория
3) гипербола
4) эпитет

18. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью».

1) метафора
2) эпитеты
3) сравнительный оборот
4) гипербола

                                                Ответы:

 

 

Источник: videotutor-rusyaz.ru

(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки…

(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, — сказал он, посмотрев в окно, — опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение… (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…

— (15)Наконец, опишите воробья, — сказал Бунин, — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. (16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.

(25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало…

(26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не то, что считалось поэзией, а чаще всего была именно то, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29) Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.

(31)Лишь потому, что я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.

 

 

* Катаев Валентин Петрович (1897—1986) — русский писатель. Определяют два главных направления его творчества — героическая патетика и сатира.

Источник: rus-oge.sdamgia.ru

(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки…

(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, -— сказал он, посмотрев в окно, — опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (Ю)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение… (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…

—(15)Наконец, опишите воробья, — сказал Бунин, — я знаю: вы пришли в от-чаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.

(16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.

(25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало…

(26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не тем, что считалось поэзией, а чаще всего была именно тем, что никак не считалось поэзией.

(28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29)Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30)И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.

(31)Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.

(По В. Катаеву)

 

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Например(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов(2) которые тянутся через ограду(3) хотят заглянуть в комнату(4) посмотреть через стеклянную дверь(5) что мы тут с вами делаем…

Источник: 5splusom-school.ru

Контрольный тест. ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки…
(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте.
)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, – сказал он, посмотрев в окно, – опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение… (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
– (15)Наконец, опишите воробья, – сказал Бунин, – я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.
(16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое.
2)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.
(25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало…
(26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не то, что считалось поэзией, а чаще всего была именно то, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29) Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки – стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.
(31)Лишь потому, что я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.
(По В. Катаеву)*
* Катаев Валентин Петрович (1897-1986) – русский писатель. Определяют два главных направления его творчества – героическая патетика и сатира.
2.
В каких предложениях текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что необходимо, по мнению И. Бунина, для того, чтобы познать истинную поэзию, стать настоящим поэтом»?
1) – (15)Наконец, опишите воробья, – сказал Бунин, – я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.
2) (7)Бежит собака с высунутым языком, – сказал он, посмотрев в окно, – опишите собаку.
)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку.
3) (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое.
4) (26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного!
3.
А) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
2) (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
3) (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
4) (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
Б) Найдите соответствие
Средства художественной выразительности Пример
А.
ицетворение У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро…
Б. Оксюморон Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В. Метонимия Есть тоска веселая в алостях зари.
Г. Гипербола Ликует буйный Рим.
4.
А) Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением – «присоединение»?
1) пританцовывал 2) призадумался 3) придорожный 4) приклеил
Б) Выпишите слово с приставкой, в которой при произношении происходит озвончение:
1) вскарабкаться 2) сделал 3) взлаивая 4) растерялись
В) Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?
1) сбор 2) здесь 3) разбить 4) несговорчивый
Г) Выпишите слово, правописание приставки в котором не зависит от качества последующего звука?
1)искупаться 2)взбунтуется 3)развлечениями 4)отправляющийся5.
А) Из предложений 2 – 8 выпишите слово, в суффиксе которого правописание И определяется тем, что это существительное женского рода.
(2)Должен сказать, что с учителями нам повезло. (3)Литературу у нас вела мать будущих писателей Александра Ивановна Стругацкая, замечательная женщина, настоящая русская красавица с косой. (4)Именно Александра Ивановна привила нам любовь к своему предмету. (5)Раньше, до ее появления, я заведомо не хотел читать того, что было положено по школьной программе, но с ее приходом у меня появился интерес к литературе.
)Я стал много и увлеченно читать. (7)Естественно, среди любимых мною книг был Жюль Верн: сначала я прочитал «Таинственный остров», а потом все, что мог найти из других его произведений. (8)Конечно, прочел я и «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, но особенно потряс меня Дюма – его «Трех мушкетеров» я люблю до сих пор.Б). Из предложений 24-30 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс».
-(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит ее на тысячи лет. (26)Но знаете,— добавил он с тревогой,— что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей. (29)Не знаю, как вы, но я в этом убежден. (30)Без понимания красоты земли какой же может быть передовой человек!
В) Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.
7)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
Г) Из предложений 14-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий -ЕМ-, -ИМ- пишется та же гласная, что и в окончаниях глаголов 3-го лица».
(14)Более полувека назад мать Тереза с несколькими помощницами организовала Орден милосердия и поначалу пыталась в одиночку противостоять человеческим бедам: помогать нищим, умирающим, неизлечимо больным. (15)Сестры Ордена милосердия обычно дают обет служения беднейшим из бедных, живут так же, как и их подопечные: нет у них ни холодильников, ни стиральных машин, они более чем неприхотливы в еде, ездят только на общественном транспорте. (16)Жизнь этих добровольцев трудна и однообразна, решаемые задачи сложны и порой опасны.
6.
А) Замените разговорное слово «вздор» в предложении 17 из предложенного для анализа текста стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Б) Замените слово ЗАВАЛИТЬ из данного ниже предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.
В) Замените слово РАЗУМЕЛ из данного ниже предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(13)Под волей он разумел свободу. 
Г) Замените разговорное слово «затрёпаны» в предложении 15 из предложенного для анализа текста стилистически нейтральным синонимом.
пишите это слово.
7.
А) Замените словосочетание «стеклянная дверь» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В) Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Г) Замените словосочетание ОСТОРОЖНОПРИКОСНУЛАСЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8.
А) Выпишите грамматическую основу предложения 22.
«Этому можно научиться».
Б) Выпишите грамматическую основу предложения:
«В жизни как раз не все совпадает».
В)Выпишите грамматическую основу предложения:
«И этот момент должен быть красив».
Г) Выпишите грамматическую основу предложения:
«Да, ему никогда не везло».
9.
А) Среди предложений 1-7 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номера этих предложений.
(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки…
(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, – сказал он, посмотрев в окно, – опишите собаку.
Б) Среди данных ниже предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Укажите номер этого предложения.
«(1) Густой плющ копил морось и порою ронял на землю редкие струйки воды. (2) Мало-помалу тучи заволокли все небо; черная стена леса исчезла за отвесным дождевым пологом. (3) И сквозь мерный шум дождя откуда-то сверху — наверно, с ближнего холма — послышался голос Золотинки, чистый и переливчатый. (4) Слова уплывали от слуха, но понятно было, что песня ее полнится осенним половодьем, как певучая повесть реки, звенящая всепобеждающей жизнью от горных истоков до морского далекого устья».В) Среди данных ниже предложений найти предложение с обособленным приложением.
(1)Старик Авдей Забота, зажиточный мужик, собирается в город. (2)Возле его двора, на дороге между двором и пунькою, дремлет запряженная в телегу сивая кобыла с мелкими, врозь расставленными копытцами, с большими ресницами, с серыми усами и большой шершавой нижней губой. (3)Авдей курчав и сед, крупен и сумрачен; на плоской спине его, под линючей ситцевой рубашкой, выдаются лопатки. (4)Он ходит возле телеги, набитой соломой, с молотком в руке, держит губами пучок гвоздей и ни на кого не смотрит.
(5)У него горе. (6)Он в последние дни мучился думами: продавать ли барана?… (7)Продумав неделю, Авдей решил расстаться с бараном.
Г) Среди данных ниже предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, — и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень… (В.Короленко)
10.
А) В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Например,1 опишите вьющийся куст этих красных цветов,2 которые тянутся через ограду,3 хотят заглянуть в комнату,4 посмотреть через стеклянную дверь,5 что мы тут с вами делаем…
Б) В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Теперь,(1) пожалуйста,(2) стихотворение,(3) — сказала Елена ФранцевнаВ) В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.
Дима прочитал: «Дорогая Валя, (1)учительница хочет, (2) чтобы мы обращались к году. А я обращаюсь к тебе, (3) живущей в том самом году!»
Г) В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
(15)Тебе же,(1) душа моя,(2) душевного благородства как раз не хватает. (16)Например,(3) вчера ты съел,(4) если не ошибаюсь,(5) четыре порции
мороженого,(6) а с младшей сестрой не поделился.
11.
А) Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.
(20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные.
Б) Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Тётя Галя вздохнула, хотела что-то ещё сказать про Колюшку, но решила, видно, не огорчать меня печальными рассказами. (Крапивин В.)
В) Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. (Тендряков В.)
Г) Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Бумага, которая закрывала щель в стекле, оторвалась, от окна дуло. (Крапивин В.)
Контрольный тест. ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Второй раз охотничий пёс Бим и его хозяин Иван Иваныч пришли в лес поздним утром, но уже без ружья.
(2)Ароматные набухшие почки берёзы, могучие запахи кореньев,
тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – всё это было
поразительно ново и восхитительно. (3)Солнце пронизывало в лесу всё насквозь, кроме сосняка, да и тот был кое-где изрезан золотом лучей. (4)И было тихо. (5)Главное – было тихо. (6)До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу!
(7)На этот раз Бим стал смелее: всё отлично просматривается. (8)И он
носился по лесу вволю, не упуская, однако, из виду хозяина.
(9)Иван Иваныч остановился и смотрит, смотрит по сторонам и нюхает
(туда же!). (10)Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем,погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности). (11)И что хозяину в том цветке? (12)Но Иван Иваныч сидел, улыбался. (13)Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.
– (14)Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! – воскликнул Иван Иваныч и
наклонил нос собаки к цветку.
(15)Такого Бим уже не мог вынести – он отвернулся. (16)Затем мигом
отошёл и лёг на полянке, всем видом выражая одно: (17)«Ну и нюхай свойцветок!» (18)Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но
хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом, и это было обидно. (19)Пёс подумал: (20)«Тоже мне, хохочет!»
(21)А тот опять к цветку:
– (22)Здравствуй, первенький!
(23)В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали
поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку касаются друг друга, – неожиданно донёсся запах подснежника! (24)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно радостный, хотя почти и не ощутим. (25)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (26)Но сейчас он – украшение жизни для каждого: и счастливого, и несчастного.
(27)Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (28)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие. (29)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…
(По Г.Н. Троепольскому)
Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995) – русский писатель и
публицист.
2.
В каком предложении содержится информация, необходимая дляобоснования ответа на вопрос: «Почему повествователь считает
подснежник «украшением жизни»?»
1) (10) Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем, погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности) .2) (14) Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! – воскликнул Иван Иваныч и наклонил нос собаки к цветку.
3) (25) Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно.
4) (27) Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой.
3.
А) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) И он носился по лесу вволю, не упуская, однако, из виду хозяина.
2) Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.
3) Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом, и это было обидно.
4) Солнце пронизывало в лесу всё насквозь, кроме сосняка, да и тот был кое-где изрезан золотом лучей.
Б) Найдите соответствие
Средства художественной выразительности Пример
А. Метафора Горькой радостью озарилось лицо матери.
Б.Олицетворение Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.
В.Оксюморон Траурный Шопен громыхал у заката
Г.Метонимия Ситец неба такой голубой!
4.
А) Из предложений 9–11 выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от значения.
Б) В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1) разговариваешь 2) отворилась 3) поднимет 4) сделать.
В) В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С перед звонкими пишется З, перед глухими С»?
1) воспоминание 2) несговорчивый 3) сделка 4) подбежать
Г) Найдите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение.
1) восхода 2) безлиственных 3) подсушил 4) раскрыл
5.
А) Из предложений 3–6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе отымённых прилагательных -ЕНН- пишется НН».
Б) Из предложений 36—46 выпишите слово, в котором правописание буквы О определяется правилом «После шипящих и Ц под ударением в суффиксах существительных, прилагательных и наречий пишется буква О».
(З6)Жаль, но остатки будут жечь, спалят.
(37)А тут девчонки песни заорали. (ЗВ)Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42) Посмотрел и. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)0тогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.
В) Из предложений 15—17 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом В кратких формах причастий пишется одна буква Н.
(15)Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу… (16)Но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира. (17)Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне не представляются тысячи ружей, объединённых в единое чело-векоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь…
Г) Из предложений 22—30 выпишите слова, в которых правописание Н определяется правилом «В суффиксе -ИН- прилагательного пишется одна буква Н».
(22)И тогда я начал бить лошадь. (23)Уже ничего не соображая, из последних сил я стучал кулаками по глазеющей звериной морде, по горячим ноздрям и губам, ставшим вдруг мягкими, кисельными. (24)Я молотил и молотил нечувствующими деревянными кулаками по этой жидкой каше. (25)Я бил и бил.
(26)Лошадь шагнула и перешла речку. (27)Потом мы. добрели до места и, не поужинав, бросились спать.
(28)А ночью я тихо пробрался к Серому и, лихорадочно сотрясаясь, горячий и больной от перенесённого позора, я гладил его. (29)Я смотрел в большой, тускло поблёскивающий в темноте добрый лошадиный глаз, и трясся, и плакал. (30)И до рассвета просил у лошади моей прощения.6.
А) Замените разговорное слово «мигом» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
(16)Затем мигом отошёл и лёг на полянке, всем видом выражая одно
 
Б) .Замените слово ХЛЯБАЛИ из данного ниже предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.  
В) Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из данного ниже предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. 

Г) Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. 
7.
А) Замените словосочетание «почки берёзы» (предложение 2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Б) Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ, построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием
со связью управление.
В) Замените словосочетание В ЗАКАТНЫЙ ЧАС, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
Г) Замените словосочетание «при лунном свете», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
8.
А) Выпишите грамматическую основу предложения 6.
«До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу!»
Б) Выпишите грамматическую основу предложения:
  «Все сразу начали бы глядеть на него.» В) Выпишите грамматическую основу предложения:
«У них строго разграничены все дома в населенном месте».
Г) Выпишите грамматическую основу предложения 29.
«Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…»
9.
А) Среди предложений 25–26 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.
(25)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (26)Но сейчас он – украшение жизни для каждого: и счастливого, и несчастного.
Б) Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)
В) Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(14) Заспанная кухарка в клетчатой домотканой юбке и холщовой сорочке, вышитой черными и красными крестиками, выколачивала из самовара о порог вчерашние уголья.(15) Петя постоял перед кухаркой, глядя, как прыгают бусы на ее старой, морщинистой шее.(16) – Уезжаете? – спросила она равнодушно.(17) – Уезжаем, — ответил мальчик дрогнувшим голосом.
Г) Среди предложений 24-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(24) И несчастный Тютькин побежал за ним, крича: – Я человек! (25) Я человек! (26) Я не виноват!– (27) Гений и злодейство есть вещи несовместные, – сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг. – (28)Сначала думать надо, что рисуешь, а потом рисовать…
10.
А) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И он носился по лесу вволю,(1) не упуская,(2) однако,(3) из виду хозяина. Иван Иваныч остановился и смотрит,(4) смотрит по сторонам и нюхает (туда же!). Потом шагнул к дереву,(5) присел и тихонечко,(6) одним пальцем,(7) погладил цветок,(8) малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха,(9) а для Бима вонючий до невозможности).
Б) В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Цыц,(1)проклятые,(2) как на вас погибели нет. (Тургенев).
В) В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
(17)Яблоня — мичуринка,(1) сорт «золотой налив»,(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбор
Г) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Они сообщали,(1) что очень скучают. И,(2) наверное,(3) просто не догадывались… Конечно,(4) я мог бы им обо всём написать
11.
А)Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Пурга прекратилась, сразу же посветлело, горизонт впереди очистился, а море стало тёмно-синим, искраплённым ярко-белыми язычками барашков. (Князев Л.)
Б)Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Ярко светит солнце, шумит прибой, волны лижут приморский пляж, разукрашенный раковинами и лентами зеленоватых водорослей.
В) Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Неприютный октябрь рвал с деревьев листву, лес раздвинулся, посветлел, редко звучали птичьи голоса, лишь по утрам в бору пинькали синицы, ворчливо трещали сороки да противно орали сойки.
Г) Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. (Вересаев В.)

Источник: EduContest.net

(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки…

(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, — сказал он, посмотрев в окно, — опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение… (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…

— (15)Наконец, опишите воробья, — сказал Бунин, — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. (16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.

(25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало…

(26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не то, что считалось поэзией, а чаще всего была именно то, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29) Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.

(31)Лишь потому, что я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.

 

 

* Катаев Валентин Петрович (1897—1986) — русский писатель. Определяют два главных направления его творчества — героическая патетика и сатира.

Источник: rus-oge.sdamgia.ru

Источник: seattlehelpers.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.