Зеленые скульптуры


Зеленые скульптуры

Топиарное искусство — это процесс создания садово-парковых скульптур из живых растений. Впервые оно появилось еще во времена Древнего Рима, где владельцы богатых домов украшали свои сады фигурно подстриженными растениями. В таких парках все было подчинено строгой симметрии, каждый листик должен был находиться на своем месте. Поэтому истинные мастера ценились весьма высоко, существовала особая гильдия, вступление в которую было большим успехом.

Расцвет топиарного искусства пришелся на эпоху Возрождения, когда в каждом парке были идеально подстриженные изгороди и удивительные фигуры из живых растений. В это время законодателем парковой моды была уже не Италия, а Франция. Популярность топиари практически не имела географических границ. В России самыми яркими ее примерами стали сады в окрестностях Санкт-Петербурга.

Многие из барочных шедевров парковой архитектуры дожили и до наших дней. Сегодня они тщательно восстанавливаются и открыты для посетителей.


Техники формирования топиарных фигур

Чаще всего топиари создают из вечнозеленых растений с очень густой кроной. Именно они позволяют сделать наиболее плотные фигуры с правильными очертаниями. Поскольку история топиарного искусства насчитывает несколько веков, и развивалось оно в разных странах, то неизбежно возникли ответвления. Четкой градации по стилям не существует. Но есть различные техники создания живых скульптур, каждая из которых обладает характерными особенностями.

Классическая техника

Этот именно тот способ, которым формировали фигуры из растений со времен Древнего Рима. Он заключался в стрижке и придании определенной формы. Если с созданием геометрически правильных изгородей проблем было не много, то формирование сложных скульптур занимало несколько лет и требовало особых навыков.

Для создания скульптур правильной геометрической формы использовались специальные каркасы из деревянных реек и веревок, служившие маркерами для обрезки. Создание округлых форм, для которых сложно собрать каркас, требовало специальной разметки. С этой целью использовали мел или ленту, позволяющую размерить спираль.

Зеленые скульптуры


Современные топиарные композиции, выполненные по классической технологии, могу включать в себя и прививки. При этом на одном стволе могут расти хвойное и лиственное растение или сорта одного вида с разной окраской листвы.

Каркасная технология

В период расцвета популярности топиари на стыке XVIII и XIX веков это искусство широко распространилось по миру. В это же время появилась кардинально новая технология, позволяющая относительно быстро формировать скульптуры сложной формы. Для ее применения не нужно быть специалистом или долго учиться. Считается, что создателями техники были американские садоводы, поэтому она получила название «американский» или «новый» топиари.

С помощью специально изготовленного проволочного каркаса удавалось очень быстро создать скульптуру даже из медленнорастущих видов. С одной стороны, это имело коммерческий смысл, а с другой позволяло небогатым владельцам садовых участков украшать их самостоятельно.

Зеленые скульптуры

«Грин Арт»

Со временем и процесс выращивания растения внутри проволочного каркаса показался ландшафтным дизайнерам очень долгим. Поэтому были изобретены почти моментальные способы получения зеленых скульптур. На сегодняшний день разработано три способа:

  • каркас, набитый сфагнумом;
  • каркас с почвосмесью, на который высажены однолетники;
  • каркас, обвитый быстрорастущей мелколистной лианой.

В открытых садах и парках такие композиции создаются на один сезон, но при наличии теплого помещения их можно сохранить на зиму.

Зеленые скульптуры

Материалы и инструменты для создания топиари

Для создания классического топиари не нужны специфические инструменты или материалы. Достаточно будет того, что всегда есть под рукой у дачника. Для создания направляющих, позволяющих точно обозначить форму будущего растения, необходимы:

  • деревянные планки разной длины;
  • веревка;
  • кусторез или садовые ножницы, секатор.

Для каркасного принципа формирования понадобятся:

  • гибкая нержавеющая проволока;
  • ножницы по металлу или кусачки;
  • плоскогубцы.

Все это можно заменить готовым каркасом, купленным в магазине. Тогда понадобятся только растения и небольшие кусочки бечевки.

Зеленые скульптуры

Для создания топиари по технологии «Грин Арт» нужны:

  • металлический каркас;
  • мох или плодородный грунт.

Растения и цветы для создания зеленых фигур в саду

Чтобы сформировать топиари классическим или каркасным способом растения подбирают по следующим характеристикам:

  • плотность кроны;
  • способность формировать замещающие побеги в любом возрасте;
  • наличие большого количества спящих почек.

В разных климатических зонах для этих целей выбирают разные виды и сорта. Для средней полосы России лучше всего подходят:

  • лиственные деревья — дикая груша и яблоня, ивы, мелколистные липа и вяз, клен татарский;
  • хвойные — обыкновенная и колючая ели, обыкновенный и казацкий можжевельники, туя западная или смарагд, лиственница сибирская;
  • кустарники — барбарисы (Тунберга и обыкновенный), пузыреплодник калинолистный, боярышник, альпийская и золотистая смородина, кизильник.

Зеленые скульптуры

Для скульптуры «Грин Арт» нужно подбирать суккуленты, вьющиеся и почвопокровные растения, которые за короткий период времени способны покрыть зеленью всю скульптуру. При этом вьюны высаживают на самые широкие горизонтальные поверхности, а мелкие элементы покрывают суккулентными.

Выбрав садовую скульптуру, которая создается при помощи металлического каркаса и вьющихся растений, стоит остановиться на таких культурах как:

  • мелколистные сорта девичьего винограда;
  • клематис;
  • бриония;
  • плющ;
  • хмель.

Формирование топиарных фигур своими руками

Для создания топиари на своем участке совсем не обязательно привлекать профессионалов. Это можно сделать самостоятельно. Работа предстоит кропотливая, но великолепный результат того стоит.

Классическая обрезка

Для самостоятельной обрезки живого растения необходима некоторая сноровка. Начать лучше с небольшого куста и несложной формы. Проще всего сформировать куб или параллелепипед. Возможно, это будет невысокая живая изгородь. А набив руку, можно браться за более сложные формы. Например, такие, как на видео.

Каркасная технология

Этот способ формирования топиари значительно проще в исполнении, но позволяет создать более сложные скульптуры. Он заключается в том, что на молодое растение надевается решетчатый проволочный каркас. Со временем зелень заполняет все внутреннее пространство, а выступающие сквозь ячейки побеги прикрывают проволоку. Владельцу остается только вовремя подрезать слишком выступающие ветки.

Важно правильно рассчитать необходимое количество растений. Для небольшой фигурки достаточно одного куста. Для средней, расположенной вертикально — двух. Для фигуры с большой горизонтальной проекцией нужно не менее четырех кустов.


Растения внедряются в каркас в возрасте 4–5 лет. Чтобы не повредить крону, перед процедурой ее лучше укутать пищевой пленкой. Внутри каркаса пленка срезается, а растение располагается так, чтобы заполнить максимум пространства. Новичкам лучше выбирать скульптуры без узких выступающих элементов: их значительно проще заполнить побегами.

После того как растения окажутся внутри каркаса, ветки нужно распределить максимально равномерно и закрепить проволокой или кусочками бечевки. Сильно выступающие части растения срезают секатором или садовыми ножницами. Остается только ждать, пока зеленая масса заполнит всю конструкцию, периодически срезая или заправляя растущие наружу побеги.

«Грин Арт»

Технология создания объекта «Грин Арт» заключается в наполнении такого же каркаса сфагнумом, смешанным с торфом. Смесь должна быть достаточно влажной для того, чтобы сформированный комок не распадался. Начинать заполнение лучше с самых мелких элементов по направлению к центру конструкции. Как правило, в фабричных каркасах для удобства наполнения сделаны специальные открывающиеся люки.

Зеленые скульптуры

Заполненную конструкцию можно оставить в таком виде. Со временем мох прорастет наружу и заполнит ячейки. Если же хочется чего-то более декоративного, в ячейки высаживают растения, оставляя некоторое пространство для роста. Если используются вьюны, то отрастающие плети пришпиливают к грунту садовыми шпильками.

Важные нюансы при создании топиарных фигур


  1. Начинать лучше с простых геометрических форм, постепенно переходя к более сложным.
  2. Для фигур с острыми углами и мелкими элементами лучше выбирать растения с небольшими листьями или хвоей.
  3. Не запускайте сформированные растения. Если не стричь их более 2 лет, велика вероятность того, что вернуть былую форму уже не удастся.
  4. Пестролистные растения после стрижки становятся значительно ярче за счет молодых листочков, учитывайте это при формировании композиции.
  5. Объекты, созданные по технологии «Грин Арт», нуждаются в постоянном обильном поливе дождеванием или капельным способом.
  6. Если нет возможности занести усаженную однолетниками фигуру в помещение на зиму, размножьте или пересадите покрывающие ее растения и занесите их в теплицу. Особенно это актуально для медленно растущих суккулентов.

Уход за топиари

Зеленые скульптуры

Уход за декоративно подстриженными или сформированными в каркасе растениями должен быть чуть более тщательным, чем за растениями этого вида, растущими свободно:


  • Помимо декоративной, должны проводиться санитарная и прореживающая обрезки в рекомендованные для этого вида сроки. Особенно это актуально для некоторых видов хвойных, крона которых плохо переносит загущение.
  • Регулярная обрезка растений стимулирует активный рост новых побегов. Для этого ему требуется большое количество питательных веществ, особенно в изгородях, где корневые системы располагаются очень близко друг к другу и конкурируют. Поэтому очень важно регулярно подкармливать топиари. В начале сезона это должны быть азотные или комплексные удобрения, а во второй половине — калийные и фосфорные.
  • Грунт вокруг топиари всегда должен быть рыхлым и хорошо мульчированным.

Следуя всем этим правилам, вы можете самостоятельно сделать свой участок необычным и привлекательным, создав на нем удивительные зеленые фигуры.

Источник: bigland.ru

Техника #1 – топиарий на готовом каркасе

Научиться, как сделать топиарий своими руками при помощи готового металлического каркаса, под силу любому садоводу, обладающему в должной мере терпением и упорством. Вначале, нужно выбрать каркас для будущей зеленой скульптуры. Ее размер и форма должны гармонично вписаться в садовый ландшафт. Лучше взять небольшую, но выразительную форму – как-никак вы создаете акцент, который просто обязан привлекать к себе внимание.


Готовые каркасы, которые можно приобрести в специализированных садовых магазинах, изготавливаются из 2-3 миллиметровой проволоки. Они представляют собой решетчатую структуру с достаточными зазорами, чтобы можно было проникнуть внутрь. Кроме этого, в верхней части каркаса располагается крышка, которая призвана еще больше упростить доступ к “внутренностям” металлической структуры при заполнении его субстратом – смесью земли с торфом или с мхом сфагнумом.

Перед тем, как начать наполнять каркас, мох необходимо вымочить в теплой воде около 30 минут. Заполняя структуру будущего топиария субстратом, необходимо предусмотрительно создавать лунки, в которые затем высаживаются почвопокровные или вьющиеся, суккулентные или травянистые садовые культуры. Для таких целей отлично подойдут: молодило, камнеломка, седум, вербейник, плющ, виноград.

При формировании топиария из плетущихся растений, земляной ком перемещаются из пластикового контейнера в металлическую форму, а побеги распределяются вдоль каркаса и прихватываются U-образными скрепками. Если фигура для создания топиария среднего или большого размера, для облегчения ее веса внутрь субстрата помещаются пакетики с измельченным пенопластом.

Уход за каркасным топиарием предполагает регулярный полив и подкормку, прищипку и обрезку. Следует помнить, что такую зеленую скульптуру нельзя оставлять зимовать на открытом воздухе – лучше занести в неотапливаемое помещение с температурой воздуха порядка 5 градусов. Если же вес или объем топиария этого не позволяет – можно накрыть его деревянным, утепленным соломой или пенопластом, коробом.

Техника #2 – эспресс-топиарий


В стремлении еще больше ускорить процесс создания зеленой скульптуры сложной формы, был придуман экспресс-топиарий. Суть данного метода формирования топиария проста  – весной в открытый грунт высаживаются такие плетущиеся растения, как барвинок, девичий виноград, плющ или хмель, склонные быстро формировать побеги.

Затем, поверх посадки устанавливается металлический сетчатый каркас, который служит основой для создания топиария. По мере роста, ветви растений распределяются вдоль каркаса и закрепляются веревкой из натурального материала или подрезаются. К концу сезона каркас зарастет, металлические прутья полностью скроются под зеленым покровом – нужно лишь не забывать поливать и подкармливать топиарий.

Техника #3 – классический топиарий

Конечно же, древнеримские садовники даже и предположить не могли, насколько современное общество преобразит классическое парковое искусство, подобное по своему замыслу скульптурной лепке. Предаваясь топиари, они нисколько не пытались ускорить процесс создания живой скульптуры, наоборот, находили прелесть в неторопливом поиске идеальной формы. Если вам ближе по духу классический подход, то вы можете делать топиарий так, как его творили римляне, а за ними и садовники 18-19 веков. Что для этого нужно? Много терпения, фантазия и хорошо отточенный инструмент: садовые или шпалерные ножницы, сучкорез, секатор, деревянные рейки.

Вот несколько советов, как сделать классический топиарий. Начинать “заточку” мастерства лучше всего на простых геометрических фигурах. Тем более, что простую объемную фигуру можно запросто усложнить, преобразив ее в другую – куб превратить в шар, цилиндр или пирамиду – в конус.

Топиарий простой геометрической формы

Начать нужно с выявления “пациента” для ваших первых упражнений. Итак, отправляемся на поиски. Ваша цель – дерево или куст возрастом от 5 лет и старше, с хорошо развитой корневой системой и кроной, по размеру большей, чем намеченный габарит фигуры. Неплохие варианты для того, чтобы сделать топиарий, выбирайте из таких растений, как ель обыкновенная или колючая, кизильник блестящий, пузыреплодник пурпурный, боярышник перисто-надрезанный, клен татарский. Топиарную стрижку лучше проводить в марте или апреле, либо с июня по август, но не осенью, чтобы не ослабить растение перед зимовкой.

Приводим пошаговую инструкцию, которая поможет вам выполнить топиарий в виде куба:

  1. На земле, под кроной дерева нужно начертить квадрат с желаемой длиной стороны куба.
  2. По углам квадрата установите деревянные рейки или бамбуковые палки диаметром 2-3 см и скрепите из между собой горизонтальными поперечными планками – это будет ваш каркас-ориентир.
  3. При помощи шпалерных ножниц выполните черновую стрижку, очерчивая приблизительные контуры фигуры – начните с верхней грани, затем обработайте боковые.
  4. Проверив стороны куба на кривизну, подправьте плоскости и переходите к чистовой стрижке, постепенно подравнивая объем.
  5. Завершающий штрих проведите секатором, убирая мелкие веточки, выбивающиеся из общей массы.

Важно знать! Периодически отходите на расстояние 3-4 метра от топиария, чтобы издалека оценить правильность формы.

Топиарий сложной формы

Топиарий в виде шара можно сделать из куба, усекая его грани. Наиболее подходящие растения для шарообразного топиария: ива пурпурная, барбарис Тунберга, пузыреплодник, туя западная, спирея серая, ель обыкновенная, тис, самшит и множество других.

Цилиндрический топиарий, как правило, можно легко сделать из туи западной, разновидность которой от природы обладает формой колонны. Неплохие цилиндры могут получиться также из лиственницы европейской, ирги круглолистной, липы мелколистной. Принцип стрижки топиария в виде колонны тот же, что и кубического. Под кроной дерева вычерчиваете окружность, устанавливаете направляющие деревянные колья и уже смелей, чем покоренный вами куб, выстригаете цилиндр.

Неплохо смотрятся топиарии в виде конуса и усеченного конуса. Для того, чтобы соорудить каркас под конусовидный топиарий, прикопайте не менее трех жердей и скрепите их в центре, в месте воображаемой вершины будущего конуса – на подобии индейского вигвама. Опять таки, в помощь начинающим топиариусам приходит на помощь сама природа, создав тую западную с конусной формой кроны “смарагд”.

Тренируя твердость руки, вы можете чуть позже попробовать свои силы в выполнении пирамидальных топиариев с тремя и четырьмя гранями, устроив у себя в саду мини-комплекс египетских пирамид, придав своему участку совершенно уникальный вид. Доведя свое мастерство до совершенства, вы плавно перейдете к созданию таких сложных зеленых скульптур, как спираль, ярусные геометрические объемы и их комбинации, а не за горами – к фигурам животных и людей.

Классический топиарий с каркасом

Значительно упростит процесс стрижки классического топиария съемный металлический каркас, который водружается поверх кроны дерева или куста. Подобный вспомогательный элемент используется для того, чтобы было легче делать топиарий своими руками и как нельзя лучше подойдет для начинающих топиариусов.

Растение “живет” в сетчатом одеянии, подстраиваясь под заданную форму, а вам остается лишь обрезать непослушные веточки, пробивающиеся вопреки навязанной траектории роста. По окончании формирования кроны, каркас снимается. Однако, с подобным подходом к тому, как можно делать топиарий, не согласны многие садоводы – растение склонно настолько срастись со своим “нарядом”, что его невозможно будет снять, не повредив крону.

Источник: diz-cafe.com

Техника #1 – топиарий на готовом каркасе

Научиться, как сделать топиарий своими руками при помощи готового металлического каркаса, под силу любому садоводу, обладающему в должной мере терпением и упорством. Вначале, нужно выбрать каркас для будущей зеленой скульптуры. Ее размер и форма должны гармонично вписаться в садовый ландшафт. Лучше взять небольшую, но выразительную форму – как-никак вы создаете акцент, который просто обязан привлекать к себе внимание.

Готовые каркасы, которые можно приобрести в специализированных садовых магазинах, изготавливаются из 2-3 миллиметровой проволоки. Они представляют собой решетчатую структуру с достаточными зазорами, чтобы можно было проникнуть внутрь. Кроме этого, в верхней части каркаса располагается крышка, которая призвана еще больше упростить доступ к “внутренностям” металлической структуры при заполнении его субстратом – смесью земли с торфом или с мхом сфагнумом.

Перед тем, как начать наполнять каркас, мох необходимо вымочить в теплой воде около 30 минут. Заполняя структуру будущего топиария субстратом, необходимо предусмотрительно создавать лунки, в которые затем высаживаются почвопокровные или вьющиеся, суккулентные или травянистые садовые культуры. Для таких целей отлично подойдут: молодило, камнеломка, седум, вербейник, плющ, виноград.

При формировании топиария из плетущихся растений, земляной ком перемещаются из пластикового контейнера в металлическую форму, а побеги распределяются вдоль каркаса и прихватываются U-образными скрепками. Если фигура для создания топиария среднего или большого размера, для облегчения ее веса внутрь субстрата помещаются пакетики с измельченным пенопластом.

Уход за каркасным топиарием предполагает регулярный полив и подкормку, прищипку и обрезку. Следует помнить, что такую зеленую скульптуру нельзя оставлять зимовать на открытом воздухе – лучше занести в неотапливаемое помещение с температурой воздуха порядка 5 градусов. Если же вес или объем топиария этого не позволяет – можно накрыть его деревянным, утепленным соломой или пенопластом, коробом.

Техника #2 – эспресс-топиарий

В стремлении еще больше ускорить процесс создания зеленой скульптуры сложной формы, был придуман экспресс-топиарий. Суть данного метода формирования топиария проста  – весной в открытый грунт высаживаются такие плетущиеся растения, как барвинок, девичий виноград, плющ или хмель, склонные быстро формировать побеги.

Затем, поверх посадки устанавливается металлический сетчатый каркас, который служит основой для создания топиария. По мере роста, ветви растений распределяются вдоль каркаса и закрепляются веревкой из натурального материала или подрезаются. К концу сезона каркас зарастет, металлические прутья полностью скроются под зеленым покровом – нужно лишь не забывать поливать и подкармливать топиарий.

Техника #3 – классический топиарий

Конечно же, древнеримские садовники даже и предположить не могли, насколько современное общество преобразит классическое парковое искусство, подобное по своему замыслу скульптурной лепке. Предаваясь топиари, они нисколько не пытались ускорить процесс создания живой скульптуры, наоборот, находили прелесть в неторопливом поиске идеальной формы. Если вам ближе по духу классический подход, то вы можете делать топиарий так, как его творили римляне, а за ними и садовники 18-19 веков. Что для этого нужно? Много терпения, фантазия и хорошо отточенный инструмент: садовые или шпалерные ножницы, сучкорез, секатор, деревянные рейки.

Вот несколько советов, как сделать классический топиарий. Начинать “заточку” мастерства лучше всего на простых геометрических фигурах. Тем более, что простую объемную фигуру можно запросто усложнить, преобразив ее в другую – куб превратить в шар, цилиндр или пирамиду – в конус.

Топиарий простой геометрической формы

Начать нужно с выявления “пациента” для ваших первых упражнений. Итак, отправляемся на поиски. Ваша цель – дерево или куст возрастом от 5 лет и старше, с хорошо развитой корневой системой и кроной, по размеру большей, чем намеченный габарит фигуры. Неплохие варианты для того, чтобы сделать топиарий, выбирайте из таких растений, как ель обыкновенная или колючая, кизильник блестящий, пузыреплодник пурпурный, боярышник перисто-надрезанный, клен татарский. Топиарную стрижку лучше проводить в марте или апреле, либо с июня по август, но не осенью, чтобы не ослабить растение перед зимовкой.

Приводим пошаговую инструкцию, которая поможет вам выполнить топиарий в виде куба:

  1. На земле, под кроной дерева нужно начертить квадрат с желаемой длиной стороны куба.
  2. По углам квадрата установите деревянные рейки или бамбуковые палки диаметром 2-3 см и скрепите из между собой горизонтальными поперечными планками – это будет ваш каркас-ориентир.
  3. При помощи шпалерных ножниц выполните черновую стрижку, очерчивая приблизительные контуры фигуры – начните с верхней грани, затем обработайте боковые.
  4. Проверив стороны куба на кривизну, подправьте плоскости и переходите к чистовой стрижке, постепенно подравнивая объем.
  5. Завершающий штрих проведите секатором, убирая мелкие веточки, выбивающиеся из общей массы.

Важно знать! Периодически отходите на расстояние 3-4 метра от топиария, чтобы издалека оценить правильность формы.

Топиарий сложной формы

Топиарий в виде шара можно сделать из куба, усекая его грани. Наиболее подходящие растения для шарообразного топиария: ива пурпурная, барбарис Тунберга, пузыреплодник, туя западная, спирея серая, ель обыкновенная, тис, самшит и множество других.

Цилиндрический топиарий, как правило, можно легко сделать из туи западной, разновидность которой от природы обладает формой колонны. Неплохие цилиндры могут получиться также из лиственницы европейской, ирги круглолистной, липы мелколистной. Принцип стрижки топиария в виде колонны тот же, что и кубического. Под кроной дерева вычерчиваете окружность, устанавливаете направляющие деревянные колья и уже смелей, чем покоренный вами куб, выстригаете цилиндр.

Неплохо смотрятся топиарии в виде конуса и усеченного конуса. Для того, чтобы соорудить каркас под конусовидный топиарий, прикопайте не менее трех жердей и скрепите их в центре, в месте воображаемой вершины будущего конуса – на подобии индейского вигвама. Опять таки, в помощь начинающим топиариусам приходит на помощь сама природа, создав тую западную с конусной формой кроны “смарагд”.

Тренируя твердость руки, вы можете чуть позже попробовать свои силы в выполнении пирамидальных топиариев с тремя и четырьмя гранями, устроив у себя в саду мини-комплекс египетских пирамид, придав своему участку совершенно уникальный вид. Доведя свое мастерство до совершенства, вы плавно перейдете к созданию таких сложных зеленых скульптур, как спираль, ярусные геометрические объемы и их комбинации, а не за горами – к фигурам животных и людей.

Классический топиарий с каркасом

Значительно упростит процесс стрижки классического топиария съемный металлический каркас, который водружается поверх кроны дерева или куста. Подобный вспомогательный элемент используется для того, чтобы было легче делать топиарий своими руками и как нельзя лучше подойдет для начинающих топиариусов.

Растение “живет” в сетчатом одеянии, подстраиваясь под заданную форму, а вам остается лишь обрезать непослушные веточки, пробивающиеся вопреки навязанной траектории роста. По окончании формирования кроны, каркас снимается. Однако, с подобным подходом к тому, как можно делать топиарий, не согласны многие садоводы – растение склонно настолько срастись со своим “нарядом”, что его невозможно будет снять, не повредив крону.

Источник: diz-cafe.com

Продолжим, как обещала, наш разговор о современной скульптуре и скульптурном дизайне. Что такое зеленая скульптура? Наверное, это понятие нужно взять в кавычки, но не хочется, слишком это литературно. Иногда зеленую скульптуру называют «живой скульптурой», и, на мой взгляд, это правильно. Скульптурные произведения, сделанные из живых растений, которым позволено жить и расти – конечно «живые».
Если серьезно, то зеленая скульптура – одно из направлений ландшафтного, точнее скульптурного дизайна. Иногда его называют каркасно-топиарным дизайном.
Красота этих «зеленых жемчужин» достигается совершенством линий планировки, пропорций и объемов, а также гармоничным подбором естественной цветовой гаммы, используемых растений и продуманностью композиционного построения.
Рассмотрим все по порядку. О топиари я у же писала в одном из разделов ландшафтной архитектуры, но сама тема заставляет вернуться к этому вопросу.
Слово «topiary» имеет латинские и древнегреческие корни. В Европе родоначальником топиарного искусства считается друг Юлия Цезаря и императора Августа, садовник Кней Матий, живший в I в. до н.э. и впервые представивший топиари публике. Историк и консул Плиний Старший, поэт Марк Валерий Марциал описывали стриженные зеленые формы, увиденные в местных садах, а Плиний Младший — сложные фигуры животных и птиц из живых растений, украшавших сады его тосканской виллы. Однако, ряд искусствоведов полагают, что мода на топиари пришла из Персии, Вавилона или Древнего Египта, например, легендарные сады Семирамиды.
В последующие века топиарное искусство то забывается, то вновь возрождается. XVII век был «золотым веком» топиари. По заказу Людовика XIV архитектор Андре ле Нотр в этом стиле создал один из садов – сад дворца Версаль. Этот франко-голландский садоводческий стиль после 1660 года распространился на территории Англии. В конце XIX века произошло возрождение старых английских садов и парков с фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми аллеями, изгородями и газонами. Оказалось, что топиари хорошо приживается не только в регулярных, но и пейзажных парках.
Что же такое топиари? Этим термином обычно обозначают технику фигурной стрижки садово-парковых растений. Различают несколько видов топиари: два из них существуют уже несколько столетий. Они называются традиционным или классическим топиари: обрезка растений на глаз и обрезка растений по каркасу.

В этом случае вид формовки прост и обычно используется стрижка «на глаз».
Во втором случае каркас или рамка одевается сверху на одно или несколько растений, из которых по мере роста формируется задуманная зеленая скульптура. Стрижка проводится по контуру каркаса или рамки.

При формировании геометрических форм топиари используются оба традиционных вида стрижки, в зависимости от размеров и сложности объекта.

Для создания традиционных топиари лучше всего подходят растения с мелкими листьями, способные на протяжении всей жизни формировать замещающие побеги и имеющие на стволе большое количество спящих почек. При использовании технологии классического топиари растению наносится минимальный ущерб, но есть три существенных недостатка: количество возможных моделей ограничено, цвет скульптуры однороден, это цвет самого растения, продолжительность создания каждой зеленой скульптуры велика и составляет несколько лет.
Ускорение темпов жизни в XX веке определило создание предприимчивыми, не обремененными традициями жителями США современной модификации топиари или «нового топиари». Его основу составляет использование модулей, для каждой зеленой скульптуры свой модуль – каркасная конструкция представляет собой точную копию будущей зеленой скульптуры.
Зеленые скульптуры      Зеленые скульптуры
       Белочка. сетчатый каркас                                             сетчатый каркас для Носорога

Существует несколько видов этого нового скульптурного дизайна, получивших общее название «грин арт». В настоящее время данная технология функционирует в трех основных направлениях.
Первое, каркас, разделенный на небольшие отделения-карманы, заполняется мхом сфагнумом. Все, живая, мягкая зеленая фигура готова и может занимать свое место в саду или парке. Постепенно мох полностью скроет каркас, и никто на глаз не сможет определить настоящее это растение или игрушка. Уверенность придают только размеры скульптуры. Но в любом случае необходимо периодически ее подстригать. Установка такой зеленой скульптуры дело простое, она «легка на подъем».

Второе, для заполнения внутреннего пространства каркаса используется смесь мха и торфа, которая представляет собой питательную среду для выращивания цветов и ряда других растений, невысоких однолетних или многолетних, в т. ч. ковровых.

Зеленые скульптуры       Зеленые скульптуры
              Лев, из мха и травы                                                                      Сова

Третье, внутреннее пространство каркаса, разделенное на части, заполняется смесью почвенного грунта с добавлением питательных веществ и связующего материала, например, соломы. В подготовленный грунт высаживаются или высеваются вьющиеся растения (плющ, виноградная лоза, лианы или семена газонных трав, а также многие другие кустарничковые, травянистые растения и цветы). Эта технология обычно используется при создании крупных форм зеленой скульптуры.

                     корона                                      С мамой всегда хорошо (большая панда с детенышем)

Впервые эта технология была применена в США в 1962 году, при создании Диснейленда. Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка.                  Героиня Уолта Диснея                                            Микки и Минни Маус

Именно такие декоративные объекты растительной пластики, объемных цветочных композиций или каркасной цветной скульптуры получили название «зеленой» или «живой» скульптуры. Создание таких скульптур предполагает наличие специальных устройств — каркасных конструкций, обычно из пластика, металла или дерева.
Устройства для зеленой скульптуры делят на два вида: 1. объемные декоративные опорные конструкции в виде пирамид, сфер, полусфер, триумфальных арок и т.п.;
2. сетчатые опорные модули-каркасы сложных художественных форм для ковровых, лиственных и цветочных травянистых растений, которые высаживаются в каждую ячейку такой конструкции.
В этом, втором случае сначала выбирается форма будущей скульптуры, затем, используя современные технологии компьютерного моделирования и программ литья, из пластика или металла создают сетчатые каркасные модели любой сложности.
Посадочный растительный материал подбирается по виду, размеру, окраске, фактуре для создания соответствующей одно- или разнородной поверхности, либо орнаментального узора на ней.
Но только компьютерной грамотности недостаточно. Для создания эстетически ценных и зрелищных форм зеленых композиций необходимы творческие усилия высокопрофессиональных ландшафтных архитекторов и флористов:
— знание многочисленных разновидностей растений, их сортов и окрасок;
— умения подобрать ассортимент растений, способных произрастать на откосах в пределах объемных каркасных композиций;
— умения на основе закономерностей колеров и оттенков найти нужные цветовые решения и скомпоновать на основе учета декоративных качеств всего диапазона растительного материала красочные композиции.
При создании зеленой скульптуры в конструкцию, в зависимости от ее сложности, закладывается дренаж или монтируется система внутреннего полива.
Однако, в последние годы для созданий каркасных скульптур стали широко использовать искусственные и синтетические материалы: искусственный мох и газонную траву.
Большинство используемых в садах и парках каркасных зеленых скульптур относятся к одиночным модулям – объектам, реже встречаются линейные и ленточные композиции и очень редки модульные сюжетные композиции.
Многие из приведенных выше относительно простых примеров из практики рынка топиари относятся к линейным, одиночным или парным, но встречаются ленточные и стайные групповые композиции.

Зеленые скульптуры       Зеленые скульптуры
Теперь рассмотрим несколько конкретных зеленых скульптур установленных в парках разных стран мира.

Зеленые скульптуры       Зеленые скульптуры

Зеленые скульптуры       Зеленые скульптуры
Носорог и поодаль семейство жирафов,                         Лев у входа в тематический парк Busch
парк Зеленая планета, Сочи, РФ                                          Gardens в Тампе, Флорида, США

Спящий птенец, Ботанический сад, Нант, Франция          Пума у водопоя. Сад зеленых скульптур,                                                                                                                              Коста Рика.
                                                                               ландшафтный архитектор Бланко, фото Ю. Дуданов

Зеленые скульптуры     Зеленые скульптуры
Хамелеон, сочетание традиционного и                       Феникс, Парк зеленых скульптур, Пекин, Китай
каркасно-модульного топиари

При размещении зеленой скульптуры в парке в соответствии с технологией создания объектов растительной пластики сначала устанавливают саму скульптурную форму, лишь затем оформляют пространство вокруг неё.
При определении места размещения зеленых скульптур в садах и парках большое значение имеет учет следующих технологических факторов:
— освещенности территории,
— относительной защищенности от сильных ветров и осадков,
— доступности для подъезда обслуживающего транспорта – машин для полива и подвоза заменяемых растений.
Особое значение эти факторы имеют при размещении сюжетных картин-модулей.

Герои японских мультиков. Фестиваль цветочных скульптур, Цветочный парк, Хамамацу, Япония

Во всех странах доминируют фигуративная скульптура, парков с преобладанием геометрических композиций намного меньше, а парков с абстрактными композициями или отдельными абстрактными скульптурами – единицы.

Зеленые скульптуры       Зеленые скульптуры
Топиари геометрических форм по соседству                         Геометрическое разнообразие.
с неформальными посадками, сад Хиткот,                 Топиарный сад, Левенс холл, Камбрия, Англия
Глостершир, Англия

Широкой увлечение каркасной зеленой скульптурой позволило выявить ряд особенностей: 1. поскольку скульптуры – модули являются сильными ландшафтными акцентами, то такие объекты не рекомендуется повторять в пределах видимости, особенно если речь идет о скульптурах, не имеющих единого сюжетного решения. Например, «сочетание» лошади, зубра и матрешки; 2. однотипную каркасную модель можно использовать для создания ритмично-повторяющихся ленточных композиций. При этом расстояние между ними должно определяться порогом видимости и желательно, чтобы объекты такого визуального ряда несколько отличались друг от друга.
Композиционные принципы размещения в целом аналогичны «классике жанра», т. е. зависят от садово-паркового стиля и специфики территорий.
В регулярном пространстве каркасные зеленые скульптуры размещаются на пересечении аллей, в нишах зеленых стен или вдоль крупных аллей с определенным ритмом, что подчеркивает перспективу. В последнем случае более уместны геометрические модули.
В пейзажном пространстве хорошо смотрятся тематические каркасные скульптуры или композиции, расположенные на некотором расстоянии от аллей или дорожек.
Конкретные места размещения зависят от пластики рельефа, контуров водоемов и полян парка. Зеленую скульптуру обычно размещают в открытом пространстве: на газонах, цветниках или полянах, около водоемов или над водоемами, иногда в композиции с декоративными камнями.

Зеленые скульптуры   Зеленые скульптуры
Парк самшитовых чудес, Дюрбуи, Бельгия                              Парк топиари Джеймса Т. Мейсона, 
                                                                                                  американского скульптора, Колумбус,
                                                                                                                    штат Огайо, США

Цветовые соотношения зеленых модулей и фона также типичны для ландшафтной архитектуры. Каркасную композицию из растений светлых тонов размещают на темном фоне насаждений, и наоборот, скульптуру с преобладанием темных тонов на фоне растений со светлой окраской листьев.
Каркасный модуль или композиция, рассчитанные на силуэтное восприятие хорошо смотрится на фоне неба или воды. На большом газоне, фоне водоема или открытого пространства эспланады хорошее впечатление оставляет большое, яркое, многоцветное «пятно» каркасной модульной скульптуры.

Все ныне существующие скульптурные модули можно разделить на две группы: стационарные и мобильные каркасные скульптуры. Преобладают зеленые скульптуры первой группы.
В последние годы на многочисленных праздниках и фестивалях в качестве украшений стали использоваться передвижные (мобильные) каркасные топиари, не только одиночные, но и целые композиции. Они обычно сравнительно невелики по размерам и менее красочны. Однако, использование таких объектов способствует повышению красочного впечатления, а значит привлекательности от события и архитектурно-художественного облика места его проведения.
В заключение предлагаю вашему вниманию фото одного из российских энтузиастов грин арта, ландшафтного архитектора Вадима Кулешова, который создает парк топиари в Волгограде.

Зеленые скульптуры   Зеленые скульптуры

В следующей публикации по теме Скульптура поговорим о песчаной скульптуре, хотя лето уже кончилось, но не хочется откладывать тему на целый год.

Источник: sengeoculture.livejournal.com

:

Есть мнение, что родоначальником этого удивительного приема был присматривающий за угодьями Цезаря садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые скульптуры.

Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но сам он таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим ученикам. С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры и даже статуи Будды. Но все же это действо отличалось от топиарного искусства других стран.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого дела, зачем и отправил их заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе — Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать отечественные аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

В нашем XXI веке уже нет каких-то определенных стилей в ландшафтном дизайне. Почти во всех садах происходит смешение сразу нескольких вариантов, что приводит к небольшому творческому хаосу. Дизайнеры стремятся придать участку естественность, но с видимыми элементами творения рук садовника. Растения, обработанные в технике топиари, сразу приковывают к себе глаз, и поэтому их почти всегда располагают в середине какой-либо группы посадок, около дома или в центральных зонах участка.

Следует отметить, что эти композиции хорошо смотрятся только на больших пространствах. Хотя и владельцы шести соток размещают у себя мини-скульптурку, выполненную вполне фигурно. Так что обладатель любой площади может почувствовать себя королем и получить свой собственный Версаль.

Источник: www.ogorod.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.