Название осенних картин


Время светлой грусти и тихой радости. Редкий случай буйства красок в средней полосе для художника — повод добавить на холст теплые тона. Красные листья рябины, ярко-желтые — березы, золотисто-желтые липовые и желто-коричневые дубовые. Даже лиственница осенью поддается общему настрою и горит канареечным цветом на фоне синего неба. Если повезет и золотая осень выдастся погожей и ласковой. Рассматриваем картины о самом романтическом времени года вместе с Натальей Летниковой.

Полотно из «мажорной серии» Исаака Левитана. «Меня страстно потянуло работать, увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста…» — писал художник своему другу Василию Поленову, работая над осенним полотном. Увидел пышущий желтым и едва отдающий зеленью пейзаж живописец в Тверской губернии на берегу реки Съежа неподалеку от усадьбы Горка, где имел сердечный интерес. Не потому ли его «Золотая осень» словно улыбка природы. Самая яркая из сотни осенних картин Левитана.


Уютный уголок загородного дома, где можно оказаться с осенним парком «глаза в глаза». До макушки ели, кажется, можно достать рукою и при желании сорвать с березки вон тот лимонно-желтый лист. Увидеть горизонт и, вдохнув прохладный чистый воздух, опуститься на скамью под скользящие лучи осеннего солнца. Станислав Жуковский нежно любил осень и старинные русские усадьбы. Столетие назад собранный букет ничуть не утратил своих ярких красок и лишь подчеркивает осеннее единение — обитателей дома и его окружения.

Купчихи в осеннем интерьере. Излюбленную тему Борис Кустодиев разбавил теплыми красками. Огненно-красные клены и желтеющий сад у провинциальных домиков делают осень особенно уютной. То самое бабье лето, которое на время примиряет с красивыми, но, увы, неизбежно облетающими листьями. В прозрачном воздухе витает аромат листвы, арбуза и свежего хлеба из маленькой булочной. И уж, конечно, никакая осень не страшна, если поблизости кот. Вкупе с самоваром.

Навеяно пребыванием в Абрамцево. Будучи в гостях у Саввы Мамонтова, художник Илья Остроухов вдоволь гулял по окрестностям. Затейливые деревья приусадебного парка, одетые в желтое золото, заставили взяться за кисть. Творческая атмосфера усадьбы или же осеннее настроение сделали свое дело — первый же пейзаж Остроухова купил Павел Третьяков. «Пейзаж настроения» звенит тишиной, которую нарушает лишь стрекот сорок. К слову, птицы появились на полотне с легкой руки друга художника — Валентина Серова.

Деревенские хлопоты за ярким буйством красок разглядел будущий представитель соцреализма Исаак Бродский.
аменит своей ленинианой ученик Ильи Репина стал уже много позже, а в 1913 году картинам из революционной жизни художник предпочитал романтические пейзажи. Обрамленная осеннею листвой, словно на ладони, раскинулась деревенька. Живет своей суетной жизнью — гремит повозками, звенит голосами. Меняются лишь краски — от красного золота, через белый зимний пейзаж — к буйству зелени и вновь к позолоте.

Пронизанный ярким солнцем уголок Нескучного сада и впрямь выглядит в погожий осенний день нескучным. Хоть из движения в пустынном парке лишь медленные воды реки и длинные серые тени, которыми повелевает солнце. О том, что парк обитаем, своим видом сообщает дом на холме. И вовсе не скажешь, что это часть шумной Москвы. Художник Петр Петровичев пришел в столицу из Ярославской губернии пешком — чтобы учиться живописи у Левитана и писать Кусково, Кузьминки, Нескучный сад… Найти уединения в столичном городе мастеру лирического пейзажа сто лет назад было гораздо проще.

Центр Москвы или королевский парк под Парижем. Золотая осень хороша в любом местечке, где листва в угоду осени меняет свой цвет. Новая картинка изо дня в день — как спектр оттенков. Знай мешай на палитре: льняной, дижон, горчичный… И вот уже аллея подернута ржавчиной, и цвет тосканского солнца затмевает парижская грусть. Но холст сохранит «сказочный чертог, всем открытый для обзора»… Будто не остались до зимнего покоя считанные дни. И пылать листве, и синеть небу, не зная осенних ветров и грядущей стужи.


Источник: www.culture.ru

Осень в этом году особенно прекрасна: такого буйства красок, яркого солнца и теплого прозрачного воздуха в октябре мы не помним давно. И хотя скоро обещают морозы, ничто не мешает нам насладиться красотой момента: и гуляя в парке, и любуясь осенними пейзажами любимых русских художников.

Сейчас как никогда легко перешагнуть границы полотна и вдохнуть тот влажный осенний воздух, в котором сияющие желтые листья как будто парят, не держась за ветки, как на картине Остроухова.

Настроение легкой грусти увядания или щемящей тоски по родным пейзажам, размышления о быстротекущем времени или о красоте простого, незамысловатого, но любимого вида именно в осенних мотивах звучат особенно ярко и пронзительно.

Пейзаж на протяжении веков служил в искусстве фоном для религиозных и исторических сюжетов или портретов, его роль часто была очень значима, но все же вторична. Даже отдельные пейзажные композиции воспринимались поначалу как деталь оформления интерьера, например, заполнение простенков в залах ренессансных вилл. И только в XIX столетии его сольная партия зазвучала во всю свою силу и в европейском, и в русском искусстве.


Однако особенную тонкость и прелесть осенних мотивов художники оценили гораздо позже, чем парадную, репрезентативную выразительность летних или зимних видов.

Именно в последней трети XIX века, когда в эмоциональной палитре пейзажа появились оттенки любования камерным, интимным, простым, обыденным видом, русская пейзажная живопись обрела всю полноту своих выразительных средств и всю магическую силу своего воздействия на зрителя.

От парадного великолепия полотен И. Шишкина до тихих, задушевных мотивов Ф. Васильева и А. Саврасова, от красочного буйства Б. Кустодиева до тональной многоплановости А. Васнецова и Л. Каменева русская пейзажная живопись рассказывает нам о глубине переживания и широте душевного пространства человека. Всегда за изображением пейзажного мотива стоит гораздо более серьезная и выразительная идея автора, чем может показаться при первом, беглом взгляде.

В сияющих, как будто умытых дождем террасах С. Жуковского можно увидеть светлую печаль по уходящей красоте усадебной жизни.

В ярких мотивах Б. Кустодиева — радость и полноту бытия.

В золотых переливах И. Левитана — нежность и тонкость поэзии. Прикосновение кисти этого певца пейзажа подобно звукам струнной симфонии, где каждый инструмент своим неповторимым голосом вносит свой оттенок в общее гармоничное звучание.

Подобное многообразие эмоциональной палитры воплотил в своих певучих полотнах В. Поленов. Изображение живописного берега реки, осыпанного золотыми листьями или укрытого первым снегом, рассказывает нам о глубоком и прочувствованном единении души художника с красотой мира. В его наполненных воздухом пейзажах царит удивительная гармония и вневременный покой.


Пастозные, свободные мазки С. Виноградова передают мимолетное очарование заросшей усадьбы или увядающего луга. Прелесть неуловимого состояния пейзажа созвучна едва заметным движениям души, которые сложно выразить словами, но воплощенные в красках, они мгновенно находят отклик в сердце зрителя.

К. Юон в простом сельском мотиве смог выразить всю силу природы и живущего в гармонии с ней человека. Сочные, сияющие цвета и глубина пространства, как будто увиденного с высоты, говорят не о сиюминутном и повседневном, это скорее эпическая картина народной жизни.

На полотнах М. Нестерова природа созвучна тихому трепету души его героев. Именно в нежный и лиричный осенний пейзаж художник поместил трогательный и чистый образ отрока Варфоломея.

А. Серов подчеркнул уединение и печаль одинокой фигуры мягким, пасмурным осенним видом. Поэтическое звучание сюжета здесь удивительно тонко и проницательно вторит эмоциональному настрою пейзажа.

И. Шультце, мастер передачи света, восхищает своим живописным видением и виртуозностью передачи радостных солнечных лучей. Мир под его кистью наполнен ликующим осознанием красоты, в каждой точке пространства жизнь кипит и переливается светоносными оттенками.

Ранние работы В. Кандинского — пример великолепного чувства цвета и крепкой лепки формы, своей выразительностью и силой предвосхищающие его абстрактные построения. Динамика тягучих цветных мазков подчеркивает гармонию и завершенность целого. Мир природы для автора созвучен вечному и незыблемому миру идей.


Яркие и в то же время хрупкие рябинки на картинах И. Грабаря — многогранный образ, вызывающий множество ассоциаций и размышлений. В таком, на первый взгляд, простом и бегло написанном мотиве звучит надрывная интонация стихотворения Марины Цветаевой о родине, когда кажется, что голос срывается от подступивших слез:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

Братья Ткачевы подчеркнули тему свадьбы, тему таинственного соединения судеб, изображением осеннего дерева, как будто осеняющего молодых своим золотым сиянием. Символическое богатство и выразительность этого сюжета уникальны не только для своей эпохи. Природный мотив добавляет этому бытовому эпизоду вневременное, универсальное звучание.

Для художников пейзажный жанр — это и возможность вообразить жизнь минувших веков, и обобщенный образ, объединяющий стереотипы современного сознания.

Но какими бы ни были замыслы художника, какую бы идею ни пытался он воплотить в своей работе, неизменно одно: за очевидным мотивом всегда скрывается зашифрованный смысл, своеобразное «двойное дно», послание от автора зрителю. Никогда пейзаж не равен только пейзажу. И поэтому так интересно найти его потаенный смысл, прочесть его значение и почувствовать эмоциональную связь с душевным миром художника и его эпохи. Согласитесь, приятное и познавательное занятие для хмурых осенних вечеров.


Теги:   искусствокультура

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Источник: www.matrony.ru

Что любят русские художники в осени

Какой русский художник, поистине любящий родную природу, не писал картин, посвящённых осени? Я думаю, нет таких. Ведь это время года – буйство ярких и сочных красок, радующих глаз. Этот сезон — настоящий источник вдохновения.

осень-достала-краски

Даже если Вам не удаётся выбраться в лес или парк, достаточно посмотреть на полотна известных мастеров художественной кисти, чтобы, тихо шурша, жёлтые листья упали в Ваши ладошки, капелька дождя игриво повисла на кончике носа, а из осеннего воздуха повеяло лёгкой прохладой.


листочки-танцуют

Не спорю, среди художников и поэтов есть и те, кто видит в позднеосенних пейзажах иное настроение – хмурость неба, неказистость деревьев, серость дождливой погоды. Но такую осень тоже нельзя вычёркивать из нашей жизни, она имеет место быть!

скучная-картина

Давайте разберём некоторые известные работы русских художников, игриво и не очень воспевающих великолепие осени.

Левитанская улыбка природы

Одна из тёплых осенних работ, которую часто берут педагоги на разбор для школьников, —  «Золотая осень» Исаака Левитана. Самая яркая из всей сотни его осенних полотен, написанная в 1895 году, пожалуй, на одном дыхании: «…изо дня в день не отрываюсь от холста…». Это ещё один эмоциональный шедевр из «мажорной серии» автора, посвящённый русскому пейзажу.

левитан-золотая-осень


В своей осени он увидел ещё зелёный, но уже и заметно пожелтевший пейзаж берега реки Съежа, что в Тверской губернии. Деревенские домики где-то совсем вдалеке, поля и главный герой картины – осенний лес. Спокойствие и благодать осеннего периода в берёзовой роще. Светло-синее небо со светлыми облаками ещё хранит в себе летнее тепло, ярко-жёлтые берёзки и с покрасневшими листиками осинки – всё это создаёт хорошее настроение погожего денька.

Картина у Левитана получилась необычной для его творчества – яркой, оптимистичной, игривой, на контрасте золотого и синего, потому и названа мажорной, ведь чаще автор пользовался более мягкой и нежной палитрой.

пустеет-воздух

Нескучный сад Петровичева

Разве кто догадается, что на полотне Петра Петровичева «Нескучный сад. Осень», написанном в 1915 году, не далёкий деревенский уголок, а частичка шумной Москвы?! Пейзаж очень похож на Левитановский, что в принципе неудивительно, ведь Петровичев из Ярославской губернии пошёл пешком в Москву к великому мастеру, чтобы научиться живописи.

петровичев-нескучный-сад

И даже среди неугомонной городской суеты автор работы смог найти укромный уголок пустынного парка, где в погожий осенний денёк от солнечного света на медленную реку падают только длинные серые тени деревьев. И ничего больше. Тишина. Лишь домик на холме подсказывает нам, что на самом деле его «Нескучный сад» обитаем.


осенний-сад

Домашняя осень Жуковского

Станислав Жуковский любил старинные русские усадьбы, потому звали его певцом усадебных мотивов. Так что совсем неудивительно, что сюжетом одной из его осенних работ «Осень. Веранда», написанной в 1911-м году, стал уютный уголок загородного дома.

жуковский-осень-веранда

Главный объект полотна – природа, на короткий промежуток времени затаившая в себе безумную красоту золотой осени. Макушки елей готовы уколоть ладонь, а золотисто-жёлтые листья вот-вот упадут прямо под ноги. Здесь голубой горизонт с перистыми облаками и сходящий с полотна освежающий осенней прохладой воздух, скользящие под скамью солнечные лучики и природная тишина.

Много солнечного света и огромное разнообразие оттенков. Даже сто лет тому назад собранный букет сохраняет свою жизнь под кистью художника и с течением времени совсем не утрачивает былых красок, указывая на то, что дом совсем не пустует, в нём живут.  Только осиротевшая веранда и опавшие с деревьев сухие листья на полу передают нам грустные ноты уходящего лета, плавно переходящего в многоликую, полную красок осень.

кругом-пестреет-лес

Золотая пора Остроухова

Русский художник-передвижник Илья Остроухов благодаря осени обрёл множество поклонников своего таланта. Его работа «Золотая осень», посвящённая восторженным чувствам автора к этому времени года, в 1887 году была представлена на общественной выставке и приобретена известным меценатом Павлом Третьяковым, став одной из экспозиций Третьяковской галереи.

остроухов-золотая-осень

Пейзаж картины взят в окрестностях деревни Абрамцево, куда часто приезжали представители искусства. Переливающаяся золотом чаща – основа полотна. Всё в жёлтых и оранжевых тонах осени – клёны, осинки. Но нет-нет да просвечивают зелёные трава и ещё не облетевшие кустарники, своим сохранившимся видом напоминающие, что можно наслаждаться бархатным сезоном — до зимы ещё далеко.

Небо лишь изредка просвечивает сквозь одетые в золото деревья. Яркость и красоту осенних красок подчёркивают контрастные чёрные стволы. А особенно наблюдательные смогут различить на тропинке двух сорок, что-то выискивающих среди павших листьев.

унылая-пора

У Остроухова получился «пейзаж настроения». Наиболее известными представителями этого жанра считаются Левитан и Саврасов. Давайте на контрасте перейдём к творчеству последнего.

Мрачность осени Саврасова

Сумрачные мысли приходят, когда смотришь на картину Алексея Саврасова «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Что хотел нам поведать художник? Какую тайну открыть? Оказывается, в 1872 году он пытался понять, почему место это народом было прозвано проклятым, и отправился туда, в этот лес, и не смог не взяться за кисть, поделившись с нами своими ощущениями.

саврасов-кунцево-проклятое-место

Лесной холм с одиноким засохшим деревом, голые ветви которого упрямо смотрят вверх. Сырость, подчёркивающая характер сезона. Да, осень бывает и такой тоже, о чём нам и спешит поведать Саврасов. Всё в тёмных красках. Об осенней палитре напоминает только лишь темно-жёлтый осенний лес с ещё не облетевшей листвой. Чем не проклятое место?

Говорят, что давным-давно там стояла церковь, которая провалилась за одну ночь под землю, потому и не любит народ этот холм, становящийся поздней осенью «мрачнее тучи».

как-грустны-сумрачные-дни

Источник: shkolala.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.