Роза легенда фото и описание


Пожалуй, ни об одном растении не существует столько мифов и легенд, как о розе – этот цветок появился на земле много миллионов лет назад и до сих пор пользуется повышенной популярностью у цветоводов всех стран мира. Розы почитались и в Древней Персии, и в Греции, и во Франции, а вот в России этот цветок долгое время считали языческим символом. Высокие декоративные качества этого растения воспеваются в песнях, ему посвящают оды и трактаты, многие древние рода помещают его на свои гербы.

Легенды про цветок роза: где и как появились эти растения

По свидетельствам археологов, розы существуют примерно 35 миллионов лет — так датируются находки окаменевших растений.

История цветка роза началась в Древней Индии: именно оттуда до наших дней дошло первое упоминание об этом растении.

Роза легенда фото и описание

В одном из трактатов рассказывается, что если человек принес царю розу, то по закону он может просить у царя чего угодно.


Как появился цветок роза, в этой рукописи не говорится, зато есть красивая легенда, с ней связанная:

Однажды в раскрывшемся бутоне розы, состоявшем из 108 больших и 1008 маленьких лепестков, появилась самая красивая на свете женщина — Лакшми. Охранитель Вселенной Вишну, увидев ее, поцеловал и сделал своей женой.

Согласно этой легенде про розу, Лакшми стала богиней красоты, а само растение — символом божественной тайны и божественным цветком.

Первое материальное подтверждение тому, где появились розы, было найдено в алтайских курганах (V—IVтыс. до н. э.) — в них нашли серебряные монеты с высеченными на них розами.

Роза легенда фото и описание

Особенно почиталась роза в Древнем Иране (Персии), и по названию розы — «гюль» — эту страну часто называли Гюлистан.

Здесь есть свой миф о цветах розы и истории их происхождения:

Персидская легенда о растении роза гласит: однажды к Аллаху явились дети Флоры, пожаловались на вечно сонного лотоса и попросили назначить им вместо него нового повелителя; Аллах назначил правительницей белую розу с острыми шипами; увидев новую царицу цветов, соловей в восторге так сильно прижался к ней грудью, что поранился, а лепестки стали розоватыми.

Потомки древних персов придумали новый миф про розу, согласно которому белый цветок вырос из капель пота пророка Магомета:

Когда он ночью восходил на небо, из капель пота сопровождавшего его восхождение архангела Гавриила — красная роза, а из капель пота бывшего при Магомете ишака появилась желтая роза.

Отсюда идет почтительное отношение мусульман к розе и их вера в очищающую силу розовой воды.

Откуда взялась роза: мифы о цветке


Самым ранним изображением роз в Европе являются фрески Кносского дворца на Крите, которые датируются XVI в. до н. э. Примерно в то же время роза имела большое распространение и в Египте. При раскопках египетских гробниц 170 г. до н. э. обнаружены венки из роз, которые так хорошо сохранились, что удалось даже установить их ботанический вид.

Древние греки считали розу даром богов и верили, что она появилась из белой пены, которая покрывала тело Афродиты, выходящей из моря при рождении. Оценив новый красивый цветок, боги тут же обрызгали его нектаром, благодаря чему у розы появился тончайший божественный аромат. Но нектар не сделал цветок бессмертным, потому что злые силы позавидовали его красоте.

Роза оставалась белой, пока не произошло несчастье. Афродита получила известие, что ее возлюбленный Адонис смертельно ранен вепрем. Не разбирая пути, богиня красоты побежала к месту трагедии. Несколько капель ее крови упали на розу, и из белых лепестки ее стали ярко-красными.

Другой миф о том, как появились красные розы, говорит, что этот цветок миру подарил Амур. Как-то во время пира богов Амур, порхая, опрокинул сосуд с нектаром, и эта волшебная жидкость придала цветам чудный запах и окрасила в красный цвет.


Как видите, у каждого народа есть свои легенды, откуда взялась роза, и это добавляет великолепному цветку привлекательности.

Роза легенда фото и описание

Легенда, откуда появилось название «роза»

Если говорить о том, откуда взялось название «роза», то древние греки уверены, что оно появилось благодаря богине Флору:

Согласно этому мифу о розе, Флора умудрялась довольно долго избегать встречи с Амуром, но тот все-таки настиг ее и поразил своей стрелой. Флора воспылала любовью, но теперь Амур начал ее избегать. В ответ богиня создала цветок, который бы смеялся и плакал, соединял в себе грусть и радость. Увидев цветок, она захотела посвятить его своему любимому и назвать «Эрос», но запнулась и сказала только «рос», и с тех пор все называют этот цветок розой.

Но и это еще не все версии!

Еще одна легенда о том, откуда появилась роза, также связана с Амуром:

Якобы влюбленная в него богиня охоты Диана однажды в приступе ревности к красивой нимфе Розалии убила ее, изранив колючими кустами терновника. Огорченный Амур, найдя бездыханное тело возлюбленной, заплакал, его слезы падали на терновник и превращались в удивительной красоты цветы — розы.


Древние греки любили розы, эти цветы использовали для украшения жилищ, храмов многочисленных богов (и в первую очередь, конечно, Афродиты) и общественных зданий, колесниц и улиц. Их носили на голове в виде венков как знак траура, ими убирали памятники и урны с прахом, так как верили, что запах розы предохранит останки от разрушения и будет приятен душам умерших.

Из Греции роза попала в Рим, где также стала любимым цветком. Римляне выращивали розы ради их лепестков. Лепестками наполняли ароматические подушечки, добавляли их в духи, пищу, косметику, а по праздникам усыпали ими полы. В древности уже была известна технология изготовления из лепестков роз ароматического масла.

После падения Римской империи о розе на время забыли, потому что она считалась у христиан языческим символом. В средние века популярность роз вернулась и, как свидетельствуют картины того времени, они даже стали частью культа Девы Марии. Во время молитвы монахи перебирали четки, сделанные из сухих плодов шиповника.

Сколько существует сортов роз

Многочисленные сорта роз появились в конце XVIII века.

Мало кто знает ещё один интересный факт о розах: оказывается, розоводством занимался даже Наполеон. В разведение роз он вкладывал огромные средства. Его жена в замке Шато де Мальмезон собрала по тем временам лучшую коллекцию роз.

Известно, что культурные розы произошли от дикорастущих цветов. Самый распространенный из них — шиповник, или «собачья роза», родом из Северной Европы. В XTV веке крестоносцы завезли в Европу с Ближнего Востока галльскую и дамасскую розы. Они стали прародителями, как теперь принято говорить, старинных сортов.


И только в XVIII веке во Францию, а затем в Англию попали китайские розы. Они отличались более длительным периодом цветения.

Роза легенда фото и описание

Усилия селекционеров в конце XVIII — начале XIX веков были направлены на выведение сортов с повторяющимся цветением, и эти усилия были вознаграждены получением группы новых сортов роз, так называемых ремонтантных (повторяющих цветение).

А от скрещивания ремонтантных роз с чайными и сортов чайных роз между собой были получены чайно — гибридные розы.

Роза легенда фото и описание

Эта группа роз с обильным длительным цветением, изящными махровыми ароматными цветками, отличавшимися богатством оттенков окраски, получила очень широкое распространение и занимает сейчас ведущее место в ассортименте.

Полиантовые розы с пышным соцветием мелких цветков образовались в результате скрещивания с одной из низкорослых китайских роз. Из полиантовых и чайно-гибридных сортов получились розы флорибунда с крупными цветками в соцветиях.

Роза легенда фото и описание


Сорта современных роз появляются постоянно. Селекционерами создана группа парковых (кустарниковых) роз. Среди них есть почвопокровные сорта, уход за которыми минимальный, к тому же многие из них корнесобственные.

Роза легенда фото и описание

Сколько всего сортов роз существует в мире? В настоящее время мировой ассортимент роз насчитывает около 25 тысяч сортов и форм. И, несмотря на то, сколько сортов роз уже культивируется, все новые и новые сорта добавляются к этому количеству.

Розы пользовались почетом у всех народов с древнейших времен. Римляне считали розы символом нравственности, греки разводили розовые сады вокруг храма Афродиты — богини любви и красоты, розовыми лепестками усыпали путь новобрачных. А розовая вода была одним из самых распространенных косметических средств.

Описание растения роза и его фото

Здесь вы можете ознакомиться с фото и описанием розы – одного из красивейших цветов на Земле:

Роза легенда фото и описание

Розы — это отдельный род семейства розоцветных, который объединяет различные виды культурных (розы) и дикорастущих (шиповник) видов.


Описание цветка розы не может быть однозначным, ведь внешне эти растения очень различаются: это прямостоящие или стелющиеся многостебельные кустарники, высотой от 0,3 до 2,5 м, а некоторые вечнозеленые плетистые виды достигают 10м. Деревянистые стебли и побеги почти всегда покрыты шипами различной величины и формы.

Единственная схожесть в описание растения роза – это строение их листьев: все они сложные, непарноперистые, у большинства видов состоят из 5 — 7, иногда 9—11 листочков.

Цветки разнообразной окраски, обоеполые, одиночные или собраны в зонтиковидно — метельчатые соцветия. У многих садовых видов они образуются на однолетней древесине. Цветение у них повторяется несколько раз в течение лета.

Плоды орешковидные, с плотной деревянистой оболочкой, созревают в августе—сентябре. В них бывает от 3—5 до 100 и больше семян. Широко используются в медицине.

Розы различают по форме куста, аромату и окраске цветков. Именно поэтому их используют в самых разнообразных посадках, сочетая с другими растениями, или создают сады только из роз (розарии).

Роза легенда фото и описание

Роза — представитель семейства розоцветных. На сегодняшний день этот род насчитывает около 400 видов диких роз, около 1000 подвидов и более 30 тысяч сортов. И с каждым годом сортов и гибридов становится все больше, а классифицировать их становится все сложнее. Это огромное хозяйство требует систематизации, и этот процесс идет постоянно.


Долгие годы происходила путаница в международном сообществе розоводов, так как стандарты, принимаемые в каждой стране, существенно отличались. Десятки лет шла работа по составлению единой классификации роз, и в 1976 году Всемирная федерация обществ розоводов утвердила единую классификацию роз, в основу которой была положена их декоративная и биологическая характеристика, а не происхождение.

С тех пор, конечно, происходят изменения, в список добавляются новые сорта, включаются новые группы.

Такая систематизация имеет практическое значение не только для науки, но и для каждого садовода: зная, к какой группе принадлежит тот или иной сорт, цветовод может сориентироваться, какие условия необходимы растению, где лучше его посадить и как ухаживать.

Роза легенда фото и описание

Источник: www.flowerbank.ru

1. Алекс Ред (Alec’s Red)

Эта роза идеально впишется в дизайн цветника, оформленного как в светлых, так и в темных тонах. Крупные (в диаметре 14-16 см) махровые бутоны насыщенной вишнево-красной окраски и с большим количеством лепестков (от 30 до 40) чаще всего расположены на мощном кусте одиночно. Поэтому розы сорта Алекс Ред нередко выращивают для срезки.

Также из плюсов этой эффектной розы стоит отметить долгое и повторяющееся цветение, устойчивость к болезням (в частности, к мучнистой росе), дождю и выгоранию на ярком солнце.

2. Александр (Alexander)


Эта яркая чайно-гибридная роза известна многим поклонникам королевы цветов. Ее алые махровые цветки (диаметром 10-12 см) чашевидной формы, расположенные на высоких стеблях поодиночке, хорошо переносят дождь. Кроме того, высокорослый и слегка раскидистый куст украшают шикарные светло-зеленые листья, которые со временем приобретают красноватый оттенок. Роза сорта Александр достигает в высоту 1,5 м, поэтому для небольшого цветника она не подходит.

Растение устойчиво к болезням, но для эффектного цветения в течение всего вегетационного периода необходимо регулярно обрезать отцветшие бутоны. Клумбу с этими розами лучше всего расположить в солнечном и защищенном от ветра месте.

3. Американ Прайд (American Pride)

Эти эффектные красно-бордовые, бархатистые, махровые цветки (диаметром до 15 см) в форме бокала могут располагаться на стебле по одному или по 5-7 бутонов. Куст розы – густой и пряморослый. Крепкие стебли усыпаны кожистыми крупными листьями темно-зеленой окраски.

При выращивании чайно-гибридной розы сорта Американ Прайд нужно учесть, что это растение привередливо к поливу. Если почва недостаточно влажная, на кусте становится меньше бутонов, и они мельчают.

4. Голден Мастерпис (Golden Masterpiece)


Этот «золотой шедевр» придется по душе любителям желтых цветов. Очень крупные (диаметром от 10 до 19 см) и слегка удлиненные золотисто-желтые бутоны этой чайно-гибридной розы источают очень приятный аромат и не выгорают на солнце. Помимо невероятно красивых цветков мощный куст украшают блестящие листья зеленой окраски. Но чтобы бутоны оставались яркими, растение нужно сажать на солнечном участке.

Сорт устойчив к болезням, в особенности к мучнистой росе.

5. Дабл Делайт (Double Delight)

Это одна из самых известных современных чайно-гибридных роз. Растение быстро завоевало популярность благодаря контрастной окраске крупных цветков (диаметром до 15 см): с внешней стороны лепестки розово-малиновые, а с внутренней – кремово-белые. Бутоны располагаются на высоком прямостоячем кусте и на протяжении всего лета источают сильный аромат.

Роза Дабл Делайт требует защищенных от ветра и хорошо освещенных мест, поскольку в затененных уголках сада ее лепестки могут терять малиновый оттенок. Устойчивость к заболеваниям средняя: роза восприимчива к мучнистой росе.

6. Дам де Кёр (Dame de Couer)

Вишнево-красная ароматная роза Дам де Кёр была выведена в Бельгии в 1958 году селекционером Ленсом. И по сей день эта алая красавица занимает почетное место в наших цветниках. Чашевидные махровые бутоны (диаметром 10-12 см) распускаются на крепких прямостоячих стеблях по одному или по 2-4 в кисти.

Сорт устойчив к мучнистой росе и черной пятнистости. Срезанные розы отлично смотрятся в вазе и долго не теряют своей свежести.

7. Лаки Пис (Lucky Piece)

На густом, но довольно компактном кусте в течение всего лета распускаются невероятно красивые густомахровые (45-50 лепестков) цветки в форме чаши (диаметром 10-12 см). Чаще всего они собраны в соцветия по 3-6 штук. Необычная окраска бутонов просто завораживает: с верхней стороны лепестки абрикосово-розовые, а с нижней – оранжево-красные.

Сорт Лаки Пис отличается устойчивостью к мучнистой росе и черной пятнистости. Для обильного цветения розу нужно сажать в хорошо освещенном месте и подкармливать с мая по июль раз в 2 недели. При этом чередуют комплексные минеральные и органические удобрения.

8. Ландора (Landora)

Популярная чайно-гибридная роза сорта Ландора привлекательна утонченной формой махрового цветка (диаметром до 12 см) и насыщенным желтым цветом. Своей «стройностью» цветок «обязан» необычным заостренным лепесткам, которых в бутоне около 40.

Растение обильно и долго цветет, хорошо смотрится в срезанном виде. Куст розы вырастает довольно высоким (около 1 м), на его сильных побегах бутоны чаще всего располагаются в соцветиях (до 7 штук).

Ландора неприхотлива в уходе, довольно устойчива к болезням (лишь иногда может заболеть мучнистой росой) и не боится холодов – во многих регионах средней полосы может расти даже без зимнего укрытия.

Источник: www.ogorod.ru

За основу данного обзора взят перевод с немецкого нескольких глав книги «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose»,
Barbara Hell (Hrsg.)  Düsseldorf, 1996.

Гравюра из книги «Rosen. Ein Taschenbuch für 1829» Leipzig 1829
2

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первого человека, розы уже цвели и благоухали, пленяя небеса своей восхитительной красотой. Ученые склоняются к выводу о том, что родиной цветка является Персия. Первые, самые ранние в историческом плане, сообщения о розах сохранились в странах Ближнего Востока. Вплоть до средневековья в Европе были известны только сорта диких роз, в то время как в Персии уже выращивали розы с восхитительным ароматом на протяжении тысячелетий. В качестве примера можно привести шиповник гальский (Rosa gallica) или дамасскую розу (Rosa damascena), которая была завезена в Европу из Сирии только в 1875 году. В культурном наследии стран Ближнего Востока розам уделено особое место, множество исторических источников, поэм и эпосов, восхваляют красоту и изящество этого удивительного цветка.

Чтоб добиться любви самой яркой из роз,
Сколько сердце изведало горя и слез.
Посмотри: расщепить себя гребень позволил,
Чтобы только коснуться прекрасных волос. Омар Хайям (1048-1131)

Cделаю небольшое отступление. О розах повествуют и древнеиндийские сказания. В книге Савицкой мне на глаза попались два утверждения:
1. По-персидски роза называется «гюль», что в переводе означает прекрасный цветок, а Персия – Гюлистаном, что означает «сад роз или прекрасных благоуханных цветов».
*
2. По преданию Богиня изобилия, процветания, удачи и счастья Лакшми, возлюбленная жена Бога Вишну, родилась из раскрывшегося бутона розы золотого лотоса со 108 большими лепестками и 1008 мелкими.* вниманиеИз книги в книгу, из одного цветочного обзора в другой, кочует история о рождении Лакшми из бутона розы. Это ошибочное утверждение. На мой взгляд, ошибка вкралась из-за того, что прекрасный лотос часто называют водяной розой (LOTOS -> WASSERROSE). ЛАКШМИ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШРИ ВИШНУ, СТОИТ В ЛОТОСЕ И ДЕРЖИТ ЛОТОС В СВОЕЙ РУКЕ.
А вот про Гюлистан — очень интересно. На фарси Gül — это «роза», на слуху у нас имена: Гюльчатай, Айгюль. Имя Гюльчатай переводят, как «горный цветок».
На разный лад пересказывается в сети легенда, повествующая о том, как Брахма, любивший и почитавший лотосы, спорил с Вишну о красоте цветов. Вишну показал ему цветущую розу и великий Брахма признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.** Но ни одной ссылки на серьезные источники, подтверждающие эту легенду, мне найти не удалось.

* Мистика Востока. Большая энциклопедия. Автор Светлана Савицкая
**Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Том 2. Автор Владимир Топоров

Из сети: Die älteste gesicherte Darstellung der Rose findet sich auf einem Fresko im Palast von Knossos auf Kreta.(The Palace of Minos) Древнейшее изображение розы найдено при раскопках на Крите, в Кноссосе, на минойской фреске, восходящей к 2000-1700 гг. до н.э.(известно, что к концу 15 века до н.э. дворец уже был полностью разрушен землетрясением). Рядом с голубой птицей изображен куст шиповника или дикой розы.
knossosfresco

Розы начали культивировать достаточно рано и в Древнем Китае. В императорской библиотеке хранится обширная коллекция книг о розах. Конфуций (551 — 479 до н.э.) сообщал в своих трудах о богатейшем императорском розарии в Пекине.
Документальные источники подтверждают особое отношение к розам и в Древней Греции. Гомер описывал в «Илиаде», как Афродита бальзамировала при помощи розового масла тело вождя троянцев Гектора, который был убит Ахиллом. В поэме розами был украшен и щит самого Ахилла. Цитата: Auch der Schild des Achilles soll mit Rosen geschmückt worden sein. В другом источнике я нашла информацию о щите Ахилла с уточнением, что речь идет об «Одиссее»: Homer schreibt in der Odyssee, dass der Schild des Helden Achilleus mit Rosen geschmückt war. Но в русскоязычных переводах «Илиады» никаких роз на щите Ахилла мне отыскать не удалось.
Знаменитая греческая поэтесса Сапфо, жившая в 8-м веке до н.э. на острове Лесбос, называла розу «Королевой цветов». Этот почетный титул роза пронесла сквозь века, с античных времен и поныне не утратила она своего королевского величия, в одах и сонетах, поэмах и элегиях воспевают поэты красоту цветка.
Sappho:
Wie ein jungfräulich Erröten
zieht es durch die Lauben hin:
Oh, die Rose! — Ach, die Rose
ist der Blumen Königin.

Древнегреческий поэт Анакреон (около 500 г. до н.э.) именовал розу «радостью Афродиты и любимым цветком муз». Он описывал рождение розы из белоснежной пены морских волн, окутывавших тело вышедшей на берег Афродиты. Боги были поражены красотой цветка и окропили его божественным нектаром, от этого роза и приобрела такой волшебный аромат. Роза считается священным цветком богини любви Афродиты.
Anakreon:
"Gerne halte ich diese zauberhafte Blume in der Hand,
die auch verwelkt den Duft ihrer Jugend nicht verliert".
Какое счастье держать в руках этот волшебный цветок,
Который, даже увядая, не теряет аромат юности.

Греческий историк Геродот (484 — 425 г. до н. э.) в восьмой книге своей «Истории» описывает сады царя Мидаса в Македонии и упоминает там шестидесятилепестковую махровую розу. Один из основателей ботаники древнегреческий философ Теофраст около 300 г. до н. э. в «Исследовании о растениях» даёт описание роз с 15-ю, 20-ю и даже 100 лепестками: большинство роз имеют пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые, бывают и такие, у которых число лепестков существенно больше, говорят, есть розы, которые так и называются "столепестковые".

Нашла интересную статью с забавным названием «Сколько лепестков было на розах в садах царя Мидаса?» Автор А.Ю.Братухин поясняет, что надо понимать под описанием столепестковых роз.
розы в садах Мидаса

Древние римляне, подражая греческим обычаям, осыпали лепестками роз путь победителей, украшали себя венками из роз и гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, возлежали на подушках, наполненных душистыми лепестками, носили при себе ароматические мешочки, пили вино из лепестков роз и для сохранения красоты и молодости принимали ванны с эфирным розовым маслом. Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в сражении. В Древнем Риме роза являлась символом победы, римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Тысячи цветков служили украшением пышных римских пиров и застолий, на это тратились огромные суммы. Расходы на покупку роз, которые приказал привезти в зимнее время из египетской Александрии римский император Нерон (37 — 68 н.э.), составили четыре миллиона сестерциев, что по сегодняшним ценам (цены на 1996 год) соответствует примерно полумиллиону марок. Пиршество проходило в знаменитом «Золотом доме», расположенном на центальном из семи римских холмов Палатине. Вращающиеся стены и потолок зала демонстрировали смену времен года, миллионы лепестков роз символизировали попеременно то снег, то дождь. Гости купались в бассейнах, наполненных розовой водой, и пили изысканные вина.
Римский император Гелиогабал (204 — 222 н.э.) приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что некоторые из приглашенных на пир гостей задохнулись, дождь из лепестков роз погубил недругов молодого императора. Этот трагический сюжет был положен в основу картины «Розы Гелиогабала» («The Roses of Heliogabalus» 1888) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы.
The_Roses_of_Heliogabalus_
На утопающих в розах гостей равнодушно взирает сам Гелиогабал и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, хранившегося в музеях Ватикана. Эту же тему использовал в своей работе русский художник Павел Александрович Сведомский (1849, Санкт-Петербург — 27 августа 1904, Рим)

Роскошная жизнь, которую вели римские патриции и нобили, требовала такого огромного количества роз,  что гигантские цветочные плантации (Rosetum) создавались даже за счет вытеснения зерновых культур. Знаменитые розарии были расположены в Пестуме (Посейдония), юго-восточнее итальянского города Салерно. Для того чтобы розы цвели круглый год, древние римляне строили теплицы и поливали розы теплой водой, использовавшейся также и для обогрева домов. Надо заметить, что основным назначением садов того времени было выращивание полезных растений, плодовых, овощных, лекарственных, а также разнообразных пряностей, можно только удивляться, столько заботы и внимания уделялось розам. И всё равно роз было недостаточно, их доставляли кораблями из Египта. До сих пор остается неразгаданной тайна, каким образом египтянам удавалось сохранить свежесть и благоуханность цветов в течении длительного шестидневного перехода. (из сети: как упоминается в папирусах времен правления Рамсеса II, розы в Древнем Египте выращивали уже в тринадцатом столетии до нашей эры.) В произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз.  Дамасскую розу (Rosa damascena) можно увидеть на  мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее. Увы, с падением Римской империи пришли в упадок и пышные розарии.
Дамасская роза. Rosa damascena rubrotincta. Alfred Parsons (1847-1920)
Rosa damascena rubrotincta_Alfred Parsons(1847_1920

В раннем средневековье розы можно было отыскать только в монастырских садах. Монахи, в основном бенедиктинцы, выращивали розы для медицинских надобностей. В основном это был шиповник галльский Rosa gallica, который, вероятно, был доставлен торговцами из Рима. Именно Rosa gallica является родоначальником класса старинных садовых роз (Old Garden Rose). Не стоит забывать, что розы использовали не только из-за их целебных свойств, но и для придания более приемлемого вкуса горьким лекарственным настоям. Около 800-го года император Карл Великий издал инструкцию по управлению поместьями Capitulare de villis vel curtis imperii, перечень правил касался правовых моментов, а также распоряжений по развитию сельского хозяйства и садоводства. Подданные всех сословий помимо лекарственных трав обязаны были высаживать и розы. Можно утверждать, что в 11-м веке роза завоевала всю Европу не только благодаря своей целительной силе, но и благодаря своей необычайной красоте.
Роза становится также важным христианским символом поклонения Пресвятой Деве Марии. Марию называли «Розой без шипов» и «Райской розой». Белая роза  олицетворяет собой чистоту и непорочность Богородицы. Считается, что райские розы были белыми и не имели шипов. Красный цвет розы объясняется пролитой на кресте кровью Иисуса Христа, а острые шипы символизируют грехопадение. Для христиан красная роза и шипы — символ Страстей Господних. В позднем средневековье живая изгородь из роз становится аллегорией рая, райский уголок, где розы символизируют чистоту и безгрешность Марии, можно увидеть на картинах «Die Muttergottes in der Rosenlaube» Штефана Лохнера (Stefan Lochner ок.1440 – 1442) и «Maria im Rosenhag» Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer 1450 — 1491).

Die Muttergottes in der Rosenlaube Maria im Rosenhag von Martin Schongauer_

Rosenkranz
Со времён средневековья возносимые молитвы сравнивались с прекрасными розами. В 1208 году Святой Доминик де Гусман Гарсес ввел в обращение католические чётки — розарий (Rosenkranz). Розарием называлась и молитва, читаемая по этим чёткам. Маленький розарий («kleine Rosenkranz») содержал 33 бусины (число лет жизни Христа) и ещё пять больших бусин (пять ран Христа). В те времена бусины в чётках изготавливали из перетертых со связующим средством лепестков роз. Для этих целей использовался, например, гуммиарабик — затвердевающая на воздухе вязкая смола, которую выделяют различные виды акаций.
Дева Мария Розария, держащая на руках Младенца Иисуса и протягивающая чётки (розарий) Святому Доменику. По церковному преданию, Cвятой Доминик получил чётки от явившейся ему Богородицы. Lorenzo Lotto (1480–1556) «Madonna del Rosario» 1539
madonna_del_rosario

Rosengarten zu Worms_Lucidarius_Straßburg_Werkstatt von 1418_20 Rosengarten zu Worms_Lucidarius_Straßburg_Werkstatt von 1418_1420 Rosengarten zu Worms_Lucidarius_Straßburg_ 1418_1420 Rosengarten zu Worms_Lucidarius
Сюжет известной немецкой поэмы 1295 года «Розенгартен» («Rosengarten zu Worms» Розовый сад в Вормсе), имена героев которой знакомы нам по  эпосу «Песнь о Нибелунгах», очаровывает читателя своеобразной романтикой средневековья. В прекрасном розовом саду Вормса, оберегаемая Зигфридом и бургундцами, живёт дочь короля Бургундии красавица Кримхильда. На  рыцарский турнир в Вормсе собираются отважные рыцари, победителя каждого поединка ждёт награда — венок из роз и поцелуй Кримхильды. В Розенгартене устраивают «ристалище»— специальную площадку для проведения рыцарских турниров и поединков, вокруг которой воздвигались скамейки и ложи для зрителей. Тут-то и появляется монах Ильзан, в котором пробудились былая удаль и страсть к битвам, да так, что он решил отказаться от размеренной монастырской жизни и вспомнить времена своей молодости. Одержав победу в турнире и выиграв 52 поединка, Ильзан получает в награду 52 веночка из роз и 52 поцелуя Кримхильды. До ссадин исков нежные девичьи щеки своею колючей бородищей, победитель возвращается в монастырь, устраивает взбучку монахам, требуя отпустить ему грехи — в общем, ведет себя, как настоящий герой, достойный народного обожания и восхищения. В течение нескольких столетий отважный монах Ильзан был популярен в народе, его изображения встречаются на гравюрах XV и XVI веков. Остаётся только гадать, действительно ли в том чудесном Розенгартене, где жила Кримхильда, росли розы, или это только ласкающее слух название, а увитую чудесными розами картину дорисовало воображение средневековых художников. В эпоху Средневековья роза была важным геральдическим элементом и символом любви дворянина к даме сердца.

С незапамятных времен роза считалась священным мусульманским символом. Образ белой розы мусульмане связывают с упавшими на землю капельками пота Мухаммада на пути его восхождения к Небу. Во время Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. Христиане завоевали Иерусалим в июле 1099 года. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (Саладин) вступил в борьбу с христианами и в 1187 году разбил крестоносцев в битве при Хаттине, а затем, после недолгой осады, взял Иерусалим. Саладин послал 500 верблюдов с розовой водой для мечети Омара, чтобы очистить мечеть от христианской веры. В 1453 году турками-османами под предводительством султана Мехмеда II был захвачен христианский Константинополь, являвшийся на тот момент столицей Византийской империи. Прежде чем Софийский собор в Константинополе был превращен в мечеть, султан Магомет II приказал вымыть его розовой водой.

Вооружённые столкновения в борьбе за власть между группировками английской знати в 1455—1485 годах получили название «Война Алой и Белой Розы». Розы были отличительными знаками двух враждующих сторон. Значимость этой символики возросла, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.
Lancashire_York_rose

Распускающуюся на кресте розу выбрал своей эмлбемой Орден розенкрейцеров, «Орден розы и креста» — тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии.

В эпоху Возрождения роза символизирует не только красоту и совершенство, но и влечение, желание, любовь, блаженство. Картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли (1444-1510) «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Дыхание бога ветров Зефира сливается с дыханием его супруги Флоры. Подхваченные дуновением ветра, кружатся розы вокруг богини любви Венеры, словно легкокрылые бабочки порхают вокруг прекраснейшего из цветков.
1024px-Sandro_Botticelli_-_La_nascita_di_Venere_-_Google_Art_Project_-_edited

В эпоху барокко и рококо роза становится доминирующим элементом стиля в искусстве. В аристократических кругах входит в моду создание пышных розариев, розы высаживаются в городских и загородных садах.

Селия из комедии Шекспира «Как вам это понравится», J. Bostock ; W.H. Mote.
Jeune-Femme-Demoiselle

В XVI-XVII веке в Голландии широкое распространение получает махровая "столепестковая" или "столистная" Rosa Centifolia, которую называли розой Прованса или «капустной» розой (англ. Cabbage Roses, нем. Kohl-Rose). Эта, похожая на кочан капусты, роза часто встречается на картинах голландских живописцев того времени.
Ян ван Хейсум (Jan van Huysum Амстердам, 1682-1749)
Pierre-Joseph Redouté (1759 –1840).Cabbage Rose, Rosa Centifolia L. Major.
Jan van Huysum, British MuseumPierre-Joseph Redouté (1759 –1840)_Cabbage Rose_Rosa Centifolia L. Major.

На протяжении столетий писатели и поэты подчеркивают необыкновенную значимость, красоту и символичность розы. Одним из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы была французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»), это своеобразный любовный кодекс для аристократического общества. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Повествование первой части начинается с небольшого предисловия автора, который сообщает читателям о своем намерении рассказать об одном удивительном сновидении. Двадцатилетнему юноше снится прекрасный небесный сад, наполненный птичьими голосами и ароматом цветов. Владельцем сада является Радость. В саду поэту встречаются аллегорические персонажи: Красота  рука об руку с Богатством, разодетые в пышные одежды Удовольствие(наслаждение) и Радость представлены в виде идеальных любовников. Весёлая компания гостей поёт, танцует и музицирует. Юноша, тайно преследуемый Амуром, углубляется в тенистые аллеи сада, где в зеркальном отражении вод принадлежащего Нарциссу фонтана замечает бутон розы, который настолько восхищает его, что он не в силах отвести взгляд . В этот момент стрелы Амура ранят сердце юноши и он устремляется на поиски цветущего розового куста. Минутное увлечение перерастает в страсть, он объявляет себя вассалом Любви. Амур отмыкает ключом его сердце и даёт ему наставления. Дальнейший сюжет рассказывает о стремлении молодого человека добиться благосклонности прекрасной Розы. У него есть помощники и советчики: Bel-Accueil (дружественный приём), Raison (благоразумие), Сладкоречие, Сладостный Взор, Великодушие и др. Злодеи и пороки: Malebouche (клевета), Peur (страх), Honte (стыд) и Jalousie (ревность) чинят всяческие препятствия на его пути. Пылкий влюбленный приближается к Розе, но недремлющие стражи Стыд и Страх преграждают ему путь. Разум, наблюдающий за событиями с высоты своей башни, призывает к сдержанности, но обуяный страстью юноша не внемлет его советам. Bel-Accueil подсказывает юноше, как утихомирить стражей, но когда те отступают, на пути юноши встает Целомудренность. На помощь приходит богиня любви Венера и юноше удается поцеловать розу. Разгневанные его дерзостью стражи возводят вокруг Розы неприступный замок…

Roman_de_la_Rose_(c.1490-1500) Roman_de_la_Rose_(c.1490-1500) 2
Страницы древнего рукописного манускрипта оформлены бесценными иллюстрациями средневековых художников.

А кто же из нас не читал романа Умберто Эко «Имя розы». Роза была воспета в произведениях Иоганна Вольфганга фон Гете, Райнера Марии Рильке, Пауля Целана и многих-многих других известных поэтов и писателей.

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Александр Пушкин. Декабрь 1826 — февраль 1827

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! Иван Мятлев (1834)

Гравюра 1876 года, выполненная с акварели Anais Toudouze.
Rose_Gravure_Anais Toudouze

Розы играли важную роль и в любимых с детства сказках, будь то «Спящая Красавица» Шарля Перро или «Белоснежка и Краснозорька» братьев Гримм. В 1911 году в Королевском оперном театре в Дрездене состоялась премьера комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (Rosenkavalier). О розах упоминалось в текстах серьезных церковных гимнов и песнопений, до сих пор исполняется, к примеру, рождественская песня «Es ist ein Ros entsprungen», найденная в старинной песенной книге 1599 года. О розах поётся в бесчисленных современных шлягерах. В 1961 году в Германии хитом стала песня «Белая роза Афин» («Weiße Rosen aus Athen») в исполнении Nana Mouskouri, эта песня  была переведена на семь языков. Не уступают ей в популярности и советские песни: «Белые розы» cлова и музыка Сергея Кузнецова, «Миллион роз»  на стихи Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса (1982), песня любима не только на территории бывшего СССР, но и в Японии, её поют на английском, корейском, финском и на иврите.
А сколько женских имён, производных от слова «роза»: Розалинда, Розалия, Розита, Роз, Розамунда, Розмари…Роза украшает гербы и монеты, ордена и знамена, даже сургучные печати зачастую содержали этот символ. Красную розу, как эмблему Англии, можно увидеть на гербе Великобритании рядом с шотландским чертополохом и листьями клевера. Красная роза — «Lippische Rose» символ изображенный на геральдическом щите вестфальскго владетельного дома Липпе — украшает герб Земли Северный Рейн-Вестфалия. Роза и лилия были самыми востребованными цветами в геральдической символике. В XV веке при Эдуарде IV появился английский золотой нобль  с изображением розы роузноубл (розенобль), который чеканили до 1619 года. Роза была изображена на обеих сторонах роузноубля. На аверсе был изображен король в доспехах на корабле с большой розой на борту, на реверсе — крест, по углам которого — четыре льва, а посредине — солнце с розой.  Английский парламент запретил вывоз этих монет из страны. Вычитала, что существовал подражательный нидерландский  вариант с такими же изображениями, как и на английских монетах.
Ryal_1467_Rosenobel, Noble à la rose

В первой половине XVI века в Московском государстве ходили монеты четырёх родов: московская, новгородская, тверская и псковская. Самой мелкой монетой была деньга. Самая древняя московская деньга имела овальную форму, на одной стороне была изображена роза, а на другой — надпись.

Louis Sußmann-Hellborn «Dornröschen», 1878 Nationalgalerie Berlin
«Спящая Красавица»
Louis Sußmann-Hellborn: Dornröschen, 1878 dornroeschen_Foto von Stardustdreamer
Роза в архитектуре (знаменитые окна-розетки), скульптуре и живописи, роза в традиционных орнаментах тканей и одежды, роза, как элемент декора на фарфоре и мебели…несть числа выведенным за последние два столетия сортам роз. Помните обидчивую красавицу розу, с которой пытался подружиться Маленький принц, эту трогательную историю в 1958 году поведал миру французский писатель Антуан Сент-Экзюпери.
На твоей планете,-сказал Маленький принц,-люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Источник: «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose». Можно увеличить.
1 2_ 3_ 4_ 5_ 6_

Большая просьба к читателям не делать перепостов.

Источник: n-dank.livejournal.com

В эпоху Крестовых походов рыцари, возвращаясь с Востока, привозили новые виды роз. Вполне возможно, таким образом в Европу была завезена роза дамасская (Rosa damascena). С середины XIII в. начинает упоминаться роза французская – галлика (R. gallica), самая древняя из садовых роз. Свое название она получила потому, что быстро распространилась во Франции (Галлии). По всем основным признакам она очень близка к дамасской и центифольным розам.

В Англии роза была почти неизвестна до начала XIV века. В этой стране она появилась незадолго до жестокой Тридцатилетней войны за престол, войны Алой и Белой розы. На гербе семьи Ланкастеров была изображена алая роза, а на гербе Йорков – белая. По окончании Тридцатилетней войны ни Йорки, ни Ланкастеры, полностью изнуренные, уже не могли продолжать борьбу за престол. Пробившиеся к власти Тюдоры, положили конец распрям и объединили на своем гербе обе розы. На английских монетах того времени вместе с королем Генрихом VI были изображены алая и белая роза. С тех пор роза является символом британской королевской династии.

Помимо основных трех видов (дамаской, французской и центифольной роз), еще в течение средних веков постепенно начала вводиться в культуру роза белая (R. alba. L.), происходящей из средней Европы и Средиземноморья. повидимому она является гибридом между розой франзцузской и розой коримбифера (R. corymbifera), очень близкой к шиповнику обыкновенному. Она была очень популярна в период Ренессанса, ее изображение мы часто находим на картинах итальянских художников.

К концу XVI века в Европу были завезена из Персии R. foetida (персидская желтая роза), а с Гималаев – R. moschata (мускусная роза).

В Средние века роза стала еще и знаком тайных обществ. На топорах членов вестфальских судилищ был изображен рыцарь, державший букет роз.

Ложи франкмассонов и мистическое общество розенкрейцеров также избрали розу своим символом. Один из вариантов трактования эмблемы розенкрейцеров таков. Крест есть просто символ христианства, а Роза (или одна в центре креста или много по перекладинам, или вне креста, но в пределах его лучей) – являет собой дохристианский символ: так обозначалась … тайна.

Европейские розы проникли в Америку с английскими колонистами в начале XVII века. В Северной Америке произрастали свои виды роз – R. virginiana (вирджиниана) и R. carolina (каролина). R. sitegera (роза прерий) дала начало ряду мощных сортов плетистых роз.
В XVII веке голландские ученые получили R. centifolia – розу центифольную или столепестную (по другому ее называли «розой-капустой»), которая считается одной из древнейших культурных роз.

К XVIII веку увлечение розами охватило многие европейские страны – Германию, Голландию, Италию, Испанию. Наибольший интерес проявляли во Франции, которая являлась центром культуры роз. В этот период во Франции были созданы крупные коллекции роз, состоящих из множества сортов центифольных, дамасских и французских роз. В коллекциях были представлены и некоторые ботанические виды с Кавказа, Дальнего Востока, Восточной Сибири.

Организатором первого в Европе розария, расположенного в Мальмезоне (окрестности Парижа), была императрица Франции Жозефина, жена Наполеона Бонапарта. В ее коллекции насчитывалось около 250 видов и форм роз, собранных по приказу Наполеона в Средиземноморье, Китае, Южной Америке. Художник Пьер Жозеф Редуте запечатлил эту коллекцию в акварелях.

Роза легенда фото и описание
Пьер Жозеф Редуте – наиболее известный художник, изображавший на своих полотнах цветы и служивший при дворе Марии Антуанетты и имперарицы Жозефины. Редуте создал 169 акварелей из коллекции роз Мальмезона. Его называли Рафаэлем розы. Трехтомник «Les Roses» издан совместно с известным ботаником Клодом Антуаном Тори, куда вошло около 170 иллюстраций роз из розария Жозефины, имеет большое историческое значение не только для ботаников всего мира, но и всего человечества.

Коллекционирование роз было популярным и приятным развлечением светского общества. Во Франции впервые была начата целенаправленная работа по селекции роз. Франция и сегодня не отдала никому пальму первенства.

В Китае розы выращивали тысячелетиями, когда западная цивилизация только зарождалась. В Японии тоже издавна выращивали розы. Но розы в этих странах не имели такого значения, как хризантема, лотос или цветки декоративной вишни. Их использовали в основном для изготовления розового масла и в парфюмерии.

С середины XVIII века розы из Китая стали проникать в сады Европы. Так, в 1759 г. была ввезена роза китайская (R. chinensis Jacq.) была завезена в Голландию, а затем и в Англию. А также роза гладкая (R. laevigata Mich.), имеющая своеобразные тройчатые листья и некрупные желтые цветки. В 1787 г. в культуру была введена роза крупноприцветниковая (R. bracteata Wendl.) c крупными ароматными одиночными чисто-белыми цветками, образующая высокие, лазающие кусты, достигающие высоты 3-4 м. В начале XIX века из Индии в Европу попали так называемые Rosa tea – чайные розы. Розы перевозили мореплаватели, а основным грузом в трюмах кораблей, плывущих из Китая, был чай, который и дал название этим розам. Чудесные чайные розы сразу получили всеобщее признание в Европе. Чайные розы очень теплолюбивы, поэтому их было тяжело выращивать. Но они привлекали к себе внимание красивой формой бутонов, изящными цветками и нежным ароматом, а также повторным цветением.

Таким образом, все китайские розы были идеальным материалом для скрещивания с имеющимися сортами, росшими в Европе и отличавшимися выносливостью и морозостойкостью. Но китайские розы, появившиеся в Европе, долгое время не скрещивались с основными европейскими сортами роз. Это объясняется тем, что по биологическим свойствам они значительно отличаются друг от друга. Но в дальнейшем они сыграли огромную роль в получении современных сортов роз.

В середине XVIII века из Японии в Европу была завезена роза многоцветковая ( R. multiflora). Цветки этой дикой плетистой розы, собранные в крупные соцветия не произвели сильного впечатления. Однако от нее произошли многие современные сорта плетистых роз и все сорта роз флорибунды.

До открытия процесса гибридизации в XIX веке сорта роз получали в результате естественных переопылений и случайных почковых мутаций – спортов. От центифольных роз в результате почковой мутации были получены моховые розы. К началу XIX века они приобрели большую известность. Некоторые сорта моховых роз и дамасских роз обладали ценным свойством цвести второй раз. Популярны были розы портландские, получившиеся в Англии от случайного скрещивания розы дамасской и бенгальской. Они тоже обладали способностью цвести два раза за лето, но широкого распространения не получили. И в то же время в Америке скрещивание мускусной розы с китайской привело к возникновению нуазетовых роз. Сорта Blush Noisette, Mareschal Niel до сих пор выращиваются. Из группы чайных роз выделилась интересная подгруппа так называемых карликовых, или миниатюрных, чайных роз (R. chinensis minima, R. lawrenceana).

В тот же период путем скрещивания китайской и дамасской розы возникают и бурбонские розы. Появление этих роз привело к настоящей розовой лихорадке во Франции. Они привели к появлению большого числа сортов, которые были популярны до начала XX века, отличаясь крупными яркими цветками, цветущими до осени.

Постепенно в культуру были включены и некоторые другие европейские дикорастущие виды роз, как например, роза вечнозеленая (R. sempervirens L.), образующая широкие, стелющиеся по земле кусты с некрупными цветками; роза пашенная (R. arvensis Huds.), обладающая длинноплетистыми побегами; роза ржавчинная (R. rubiginosa L.), роза альпийская (R. alpina L.), образующая мощные кусты, обильно цветущие крупными розовыми цветками и другие виды, не получившие широкого распространения. Так желтая персидская роза занимала в европейских коллекциях довольно скромное место.

Основная работа селекционеров в этот период заключалась в обогащении ассортимента центифольных роз. Цветки их были очень махровыми, крупными, почти шаровидными, но очень изящными. Прекрасные изображения отдельных цветков, букетов и гирлянд центифольных роз были запечатлены на многих картинах и натюрмортах знаменитых художников того времени, а также изображены на гобеленах, коврах, тканях, фарфоре.

В 30-е годы XIX века в результате скрещивания бурбонской и портлендской розы был получен первый сорт Princess Helene группы ремонтантных роз. Бурбонские розы уступили свои позиции. Появление ремонтантных роз можно считать прорывом в садоводстве, так как они отличаются повторным цветением, цветком красивой формы и морозостойкостью. В течение XIX века селекционеры выводили в основном ремонтантные розы, появилось очень много сортов (около 3 тысяч). Некоторые из них выращиваются до сих пор: Frau Karl Druschki, Mrs. John Laing, Ulrich Brunner Fils.

Хотя ремонтантные розы были достаточно популярны, но они не отвечали всем требованиям. Этим розам недоставало элегантности и красоты чайной розы, второе цветение было менее обильным, а их крупные раскидистые кусты не подходили для небольшого сада. А сортам чайых роз недоставало морозоустойчивости. Поэтому селекционеры задались целью получить гибрид, сочетающий в себе выносливость ремонтантных роз и красоту и нежность чайных роз. Появление розы, которую принято считать первой современной розой чайно-гибридной группы, произошло в 1867 году, и выведена она была французским селекционером Батистом Гийо (B. Guillot). Новый сорт с нежными, изящными цветками удовлетворил всех: имел длительное обильное цветение, компактный куст, высокую зимостойкость.

ХХ в. ознаменовался созданием новых групп роз: флорибунда, грандифлора. В середине 70-х годов очень популярны стали миниатюрные розы. Последние годы большой интерес вызывает группа шрабов, в которую входят и почвопокровные розы. Возродился интерес к старинным садовым розам, большая заслуга в создании гибридов старинных садовых роз (английских) принадлежит известному английскому селекционеру Д. Остину. В мировой селекции роз известны выдающиеся компании по розам, где работает уже 3-4 поколения талантливых селекционеров.

Если говорить о начале выращивания роз на Руси, то впервые роза, как декоративное и лекарственное растение проникло в Киевскую Русь, видимо, через Византию. Первые упоминания о выращивании роз в нашей стране относятся к началу XVI века, периоду царствования Михаила Федоровича. Они были привезены из Германии. Однако, роза оставалась достоянием только царского двора. В садах эту культуру стали разводить только со времени правления Петра I при расширении связией России с Западной Европой, обусловили распространение в культуре видов роз европейского ассортимента, в первую очередь R. centifolia и R. gallica. А массовое распространение у привилегированных сословий розы получили при Екатерине II. Кроме царских садов были сады, принадлежавшие различным монастырям. В XVIII – XIX в.в. в России было создано много великолепных частных садов, где выращивались розы: R. alba, R. alhina, R. arvensis, R. canina, R. carolina, R. cinnamomea, R. rubiginosa, R. spinosissima. И лишь к концу XIX века благодаря работам Мичурина И. В., Костецкого Н. Д., Кичунова Н. И. розы начали выращивать на всей европейской части России.

Эта статья — фрагмент книги Любови Бумбеевой «Розы».

Любовь Ивановна Бумбеева сопровождает поездки «Зелёной стрелы», в центре внимания которых прежде всего — розы.
Список таких поездок вы найдёте здесь

Полный перечень путешествий «Зелёной стрелы» вы можете посмотреть здесь

Источник: zstrela.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.